ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС20-12489 от 19.11.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-12489

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

19 ноября 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (г. Сыктывкар), Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений                (г. Сыктывкар) на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2020 по делу № А29-9005/2019,

            у с т а н о в и л:

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сыктывдинскому району (далее – Отдел МВД) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее - Министерство имущественных отношений), Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – Министерство образования) об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 50,2 кв.м, расположенные по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт,                           ул. Тимирязева, д. 36.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное профессиональное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум» (далее – Техникум), Министерство внутренних дел по Республике Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Арбитражный суд Республики Коми решением от 01.10.2019 отказал в иске.

Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.12.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2020, отменил решение от 01.10.2019 и  удовлетворил иск.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство имущественных отношений и Министерство образования, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просят отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Дело 02.09.2020 истребовано из Арбитражного суда Республики Коми.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалоб, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалоб Министерства имущественных отношений и Министерства образования на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 54-ФЗ), приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную постановлении от 30.06.2006 № 8-П и определениях от 07.12.2006 № 542-0, от 04.12.2007 № 828-О-П, пришел к выводу об обоснованности иска.

Апелляционный суд сделал следующие выводы.

Частью 9 статьи 54 Закона № 3-ФЗ предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Спорные помещения, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации - Республике Коми, предоставлены Отделу МВД (ссудополучателю) на основании заключенных Техникумом по решению Министерства  имущественных отношений и с согласия Министерства образования  договоров от 01.09.2017 и от 16.02.2018 безвозмездного пользования государственным имуществом в целях размещения отделения по вопросам миграции.

Отдел МВД  является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной сласти в сфере внутренних дел.

Поскольку с сентября 2017 года спорные помещения находятся в фактическом владении и пользовании Отдела МВД, при этом ответчики не представили убедительных и достаточных доказательств, подтверждающих заинтересованность субъекта Российской Федерации в их использовании для решения вопросов местного значения, данное имущество подлежит безвозмездной передаче из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.

Суд округа признал выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.

Доводы кассационных жалоб не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми и Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                             И.Л. Грачева