ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС20-8186 от 23.06.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-8186

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23.06.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.07.2019, постановление Первого арбитражного апелляционного суда
от 16.10.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 05.03.2020 по делу № А43-4672/2019,

УСТАНОВИЛ:

Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Ковернинского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) и кадастровому инженеру общества с ограниченной ответственностью "Кадастр Сервис" Кодочигову Алексею Геннадьевичу:

- о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:08:0011139:4;

- о признании недействительной постановки на кадастровый учет, об исключении из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 52:08:0011139:4;

- о восстановлении границы и площади в размере 9 246 квадратных метров квартала 202 Ковернинского участкового лесничества Ковернинского районного лесничества Нижегородской области в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером 52:08:0011139:4 согласно координатам поворотных точек границ участков, установленных в заключении ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект" N 3.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Управление Росреестра по Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "СМК-Велес" и общество с ограниченной ответственностью "Нижегородавтодор".

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.07.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2020, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  в  соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального  закона от 25.10.2001 №137-ФЗ « О введении  в действие  Земельного кодекса Российской Федерации» (далее -Закон 137-ФЗ) в  целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности  относятся предусмотренные федеральными законами (лесной кодекс) земельные участки и предусмотренные федеральными законами (лесной кодекс) земли.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской  Федерации в федеральной собственности  находятся земельные участки, которые признаны   таковыми федеральными законами (лесной кодекс).

Согласно  пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли ( земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

По смыслу  указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей  ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона  от  24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в тестовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Росземкадастр), а также  в установленном статей 39 настоящего Федерального закона случае, сведения о согласовании местоположения границ земельного участка с собственником смежного земельного участка (Российской Федерацией), в форме акта  согласования  местоположения таких границ (далее- акт согласования местоположения границ).

В соответствии  со статьей 39 Федерального закона №221-ФЗ согласование  местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, если земельные  участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными.

Несоблюдение  установленной процедуры  согласования  с  собственником земель лесного фонда -Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства именно перевода земель лесного фонда в землях  иных категорий влечет признание  таких межевых дел не соответствующими требованиям федерального законодательства.

Ответчиком  не опровергнут факт частичного наложения земельного  участка с кадастровым номером 52:08:0011139:4 на земли  лесного фонда. Доказательств, опровергающих заключение ФГБУ «Рослесинфорг» о частичном наложении  земельного участка с кадастровым номером 52:08:0011139:4 на земли  лесного фонда, в материалы дела не представлено. При формировании земельного участка с кадастровым номером 52:08:0011139:4 они  были поставлены на кадастровый учет без учета  материалов лесоустройства.

По мнению истца, зарегистрированное на основании  противоречащего нормам земельного законодательства право собственности спорным земельным участком препятствует Российской Федерации в осуществлении прав владения и пользования.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, в Единый государственный реестр недвижимости 27.04.2004 внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 77 930 000 квадратных метров, с кадастровым номером 52:08:0000000:240, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Ковернинский район, Ковернинское районное лесничество, Ковернинское участковое лесничество: кварталы N 136 - 140, 143, 148 - 154, 160 - 164, 170 - 173, 179 - 184, 188 - 195, 201 - 203, 209 - 214. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.10.2009, его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером: 52:08:0011139:4 расположен по адресу относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир - трасса Ковернино - Семенов; участок находится примерно в 400 метрах от ориентира по направлению на восток; почтовый адрес ориентира: Нижегородская область, Ковернинский район; площадь - 20 991 квадратный метр; статус записи об объекте недвижимости - сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные"; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для производственной базы; вид права - не указан; номер и дата государственной регистрации права - отсутствуют; правообладатель - не указан; дата присвоения кадастрового номера - 21.07.2003.

В рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский лесопроект" N 3 выявило пересечение лесного квартала 202 с земельным участком с кадастровым номером 52:08:0011139:4. Площадь пересечения составила 9 246 квадратных метров.

Посчитав, что постановка на кадастровый учет земельного участка, отнесенного к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, незаконно повлекла пересечение границ с участком, занятым лесами, в результате чего спорная территория является одновременно собственностью разных лиц, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).

В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона N 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.

Кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, исключить наложение его границ, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.

В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

При этом государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости и иных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 52:08:0000000:240 не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.

Оценив выписку из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, суды пришли к выводам о том, что они не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда; в отсутствие доказательств межевания границ участка лесного фонда, Департамент, ссылаясь на наложения границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 52:08:0000000:240 на земельный участок с кадастровым номером 52:08:0011139:4, фактически просит установить новую границу земельного участка в границах населенного пункта.

Согласно  части 5 статьи 40 Федерального Закона N 221-ФЗ « О кадастровой деятельности» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).

При разрешении такого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова