ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС21-13784 от 24.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС21-13784

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 24 августа 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу администрации города Владимира (далее –  администрация) на решение Арбитражного суда Владимирской области  от 20.07.2020 по делу № А11-1579/2019, постановление Первого арбитражного  апелляционного суда от 07.12.2020 и постановление Арбитражного суда Волго- Вятского округа от 21.04.2021 по тому же делу 

по иску муниципального образования городской округ город Владимир в  лице администрации к Владимирской области в лице Департамента  образования Владимирской области (далее – департамент) о взыскании  951 184 065 рублей убытков. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования  администрации, муниципальное казенное учреждение «Централизованная  бухгалтерия управления образования», Департамент финансов, бюджетной и  налоговой политики администрации Владимирской области, 


установила:

решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.07.2020,  оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного  апелляционного суда от 07.12.2020 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 21.04.2021, в удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты,  ссылаясь на существенные нарушения норм права и несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья  Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в  передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или)  для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Как следует из представленных материалов, постановлением губернатора  Владимирской области от 09.09.2013 № 998 «Об утверждении нормативов  обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение  общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных  дошкольных образовательных организациях» (далее – постановление № 988)  утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации 


права на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальных  организациях, включающие расходы на оплату труда, на приобретение  учебников и учебных пособий, средств обеспечения, игр, игрушек (за  исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),  согласно приложению. 

Размер расходов из бюджета города Владимира на заработную плату  сотрудников муниципальных дошкольных образовательных организаций за  период с 01.03.2016 по 31.12.2018 составил 951 184 065, 03 руб. 

Порядок возмещения названных расходов постановлением № 988 не  установлен. 

Образование у администрации убытков в сумме расходов на выплату  заработной платы сотрудникам муниципальных дошкольных образовательных  организаций явилось основанием для обращения в арбитражный суд с  настоящим иском. 

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с  требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса,  руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской  Федерации, статьями 33, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», статьей 8 Федерального закона от 2912.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», правовыми позициями,  изложенными в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений  раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,  от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения  законодательства и обладающих нормативными свойствами», суды отказали в  удовлетворении иска исходя из следующего. 


На основании методики, действующей в спорный период, размер  субвенции для органов самоуправления области был рассчитан в соответствии  с нормами; департамент и администрация заключили соглашение о  предоставлении муниципальному образованию субвенций на обеспечение  государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и  бесплатного дошкольного образования муниципальных дошкольных  образовательных организациях, которые действовали в 2014-2019 годах;  департамент реализовал свои полномочия в полном объеме; материалами дела  не подтверждается совокупность условий для возложения на департамент  гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в том  числе, не выявлена причинно-следственная связь между несением  администрацией убытков и действиями департамента. 

Приведенные администрацией доводы были предметом рассмотрения  судами, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. 

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, судами не допущено. 

Переоценка доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не входит. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определила:

отказать администрации города Владимира передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда М.В. Пронина
Российской Федерации