ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС21-20125 от 01.11.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС21-20125

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

1 ноября  2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив жалобу администрации муниципального района «Ижемский» на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу                                                     № А29-11146/2020 Арбитражного суда Республики Коми и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2021 по тому же делу

по заявлению администрации муниципального района «Ижемский» (далее – администрация) к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – министерство) о признании незаконными решений об отказе в доведении предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов, изложенных в письмах от 30.07.2020                  № 17-20/1/772, от 11.08.2020 № 17-20/1/811, обязании довести предельный объем финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов                       от 26.05.2020 в размере 1 200 000 руб., от 13.07.2020 в размере 1 200 000 руб. (согласно уточнениям, принятым судом),

установила:

решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.11.2020 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда                                  от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.07.2021, решение суда первой инстанции                              от 12.11.2020 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  администрация просит судебные акты судов апелляционной инстанции и округа отменить, выражая на несогласие с оценкой доказательств, установленными по делу обстоятельствами, применением судами норм права. Администрация указывает, что с ее стороны обеспечены результативность и целевой характер использования предусмотренных бюджетных ассигнований. Отсутствие финансирования со стороны министерства приведет к расторжению муниципальных контрактов, невыполнению условий соглашения администрацией, переоформлению права собственности и дальнейшему выселению детей-сирот из занимаемых ими жилых помещений.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как следует из судебных актов, администрация и министерство заключили соглашение от 20.01.2020 № 19 о предоставлении бюджету муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2020 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях исполнения соглашения администрация заключила муниципальные контракты от 26.05.2020 № 0307300082320000025-0211946-01, от 13.07.2020 № 0307300082320000042-0211946-01 на приобретение в муниципальную собственность квартир для обеспечения специализированными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Администрация направила министерству заявки от 23.06.2020 № 3902,                  от 13.07.2020 № 4452, от 24.07.2020 № 4773, от 31.07.2020 № 4923 с просьбой довести предельный объем финансирования на оплату муниципальных контрактов в общем размере 2 400 000 рублей.

Отказ министерства в согласовании данных заявок, изложенный в письмах от 30.07.2020 № 17-20/1/772, от 11.08.2020 № 17-20/1/811, послужил основанием для обращения администрации в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции согласился с позицией администрации о наличии оснований для доведения предельных объемов финансирования расходов на оплату муниципальных контрактов в связи с тем, что в Ижемском районе практически отсутствуют в продаже квартиры площадью до 38 кв. м для обеспечения ими детей-сирот.

Суд апелляционной инстанции,  оценив в соответствии представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе соглашение, муниципальные контракты,  руководствуясь положениями                         статей 28, 34, 38, 86, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 50, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), статьи 10 Закона Республики Коми                      от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», статей 1, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закона № 134-РЗ), Решением Совета муниципального образования «Ижемский район» от 14.07.2005 № 198 «Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «Ижемский район», Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», пришел к выводу, что оспариваемые решения министерства соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя.

Расходование бюджетных средств (субвенции) при приобретении жилых помещений муниципальными образованиями в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма должно отвечать целям эффективности и результативности. Соответственно, специализированным жильем должны быть обеспечены дети-сироты по установленной норме предоставления жилой площади.

Суд, апелляционной инстанции установив, что в соответствии с требованиями Закона № 159-ФЗ и Закона № 134-РЗ норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма должна составлять не менее 18 кв.м, но не более 38 кв.м, тогда как площадь приобретенных жилых помещений составляет  59,9 кв.м и 66,2 кв.м, исходил из того, что приобретение жилых помещений общей площадью более                     38 квадратных метров свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета, в связи с чем  оснований для доведения предельного объема финансирования расходов для оплаты полной стоимости приобретаемых жилых помещений по указанным контрактам у министерства не имелось, поскольку общая площадь приобретаемых жилых помещений превышала установленную законом предельную общую площадь жилого помещения, предоставляемого органами местного самоуправления детям-сиротам по договору найма.

Нормативных оснований для финансирования за счет средств субвенции приобретения жилых помещений общей площадью, превышающей законодательно установленную, заявителем не приведено.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.

Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судебных инстанций, надлежащим образом оценены применительно к установленным обстоятельствам дела и обоснованно отклонены судами.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

в передаче кассационной жалобы администрации муниципального района «Ижемский» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина