ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС22-3743 от 03.08.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС22-3743

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

4 августа 2022 г.

Резолютивная часть определения объявлена 03.08.2022.

Определение в полном объеме изготовлено 04.08.2022.

Дело № А43-12027/2021

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,

судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реал-Кстово» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2021 по делу
№ А43-12027/2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 17.12.2021 по тому же делу

по заявлению общества о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – инспекция) от 24.02.2021 № 515-15-190/2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1,

от общества «Реал-Кстово» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, надлежаще извещенная о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого представителя.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и осуществляет расчет размера платы исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области».

Инспекция провела в отношении общества внеплановую документарную проверку фактов, изложенных в обращении собственника (потребителя) жилого помещения № 14 многоквартирного дома № 34 в поселке Селекционный Кстовского района Нижегородской области, о нарушении обязательных требований к установлению размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что общество неправомерно отказало потребителю в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами  в связи с временным отсутствием в жилом помещении, сославшись на то, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила    № 354), не содержат порядка перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, если расчет такой платы производится с использование нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных исходя из площади жилого помещения.

По результатам проверки составлен акт, обществу выдано предписание от 24.02.2021 № 515-15-190/2021 об устранении выявленного нарушения.

Не согласившись c предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь                    статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона                              от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьями 20, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), Правилами № 354, суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания предписания недействительным, и отказали в удовлетворении заявления.

При этом суды указали, что Жилищный кодекс и Правила № 354 предусматривают право потребителя на перерасчет по коммунальной услуге и обязанность исполнителя коммунальной услуги осуществить перерасчет в случае временного отсутствия потребителя (гражданина) в жилом помещении. Возможность перерасчета платы по коммунальной услуге не поставлена в зависимость от способа расчета стоимости подлежащей оплате коммунальной услуги (исходя из площади занимаемого помещения или исходя из количества проживающих в жилом помещении человек).

В жилом помещении № 14 спорного многоквартирного дома постоянно зарегистрировано два потребителя.

Объем накопления твердых коммунальных отходов напрямую зависит от количества потребителей, проживающих в жилом помещении. В случае временного отсутствия одного из двух зарегистрированных в спорном жилом помещении потребителей объем накопления твердых коммунальных отходов уменьшается.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что отказ общества в перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с временным отсутствием потребителя является неправомерным, а оспариваемое предписание – законным и обоснованным.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211    № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.

В соответствии с Правилами № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил № 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил).

При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр – общая площадь жилого помещения.

Формула 9.2 приложения № 2 к Правилам № 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае установления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.

Абзац второй пункта 148(30) Правил № 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Жилищного кодекса и признан законным (решение от 22.07.2020 по делу № АКПИ20-254).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении                             от 12.07.2022 № 1714-О указал, что правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного – отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила – способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителю в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.

Судами установлено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 № 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, в многоквартирном доме является 1 кв. метр площади, в индивидуальном жилом доме 1 проживающий.

При таких обстоятельствах произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении  не представляется возможным, у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются  существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов подлежат отмене, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, кассационная жалоба общества «Реал-Кстово» – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167, 176, 29111–29115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2021 по делу
№ А43-12027/2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 17.12.2021 по тому же делу
отменить.

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области  от 24.02.2021 № 515-15-190/2021.

Председательствующий судья

М.В. Пронина

Судья                                                                              

А.Г. Першутов

Судья

Д.В. Тютин