ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-ЭС23-15672 от 11.09.2023 Верховного Суда РФ



ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС23-15672

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 11.09.2023 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу акционерного общества «Коми тепловая компания» на  решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2022, постановление  Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 и постановление  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2023 по делу   № А29-8079/2022 

УСТАНОВИЛ:

администрация сельского поселения "Визинга" (далее - Администрация,  уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с  иском к акционерному обществу "Коми тепловая компания" (далее - АО "КТК",  Общество) о взыскании 723 665 рублей 22 копейки задолженности за период с  10.10.2019 по 31.05.2022 и 74 058 рублей 89 копеек процентов за пользование  чужими денежными средствами за период с 10.10.2019 по 31.05.2022. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  акционерное общество "Коми коммунальные технологии" (далее - АО "ККТ"). 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.12.2022,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного  апелляционного суда от 16.02.2023 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 27.06.2023, требования удовлетворены частично,  с АО "КТК" взыскано 723 665 рублей 46 копеек задолженности, 55 645 рублей  58 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами; в  удовлетворении остальной части иска отказано. 


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  ссылаясь на существенное нарушение норм материального права. 

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы судов о  наличии правовых оснований для взыскания платы за фактическое пользование  муниципальным имуществом (сетями) в период с 10.10.2019 по 30.09.2020 в  размере арендной платы, установленной недействующим в указанный период  договором аренды б\н от 10.10.2014,противоречит правовому регулированию в  области теплоснабжения и водоснабжения и нарушает единообразие судебной  практики. 

В период с 10.10.2019 по 30.09.2020 между сторонами отсутствовали  договорные отношения. 

Договор о передаче имущества коммунального назначения б/н от  10.10.2014 заключен между сторонами на 5 лет с 10.10.2014 по 09.10.2019. 

В материалах дела имеется подписанный обеим сторонами акт приема-передачи от 09.10.2019, согласно которому АО «КТК» вернуло истцу  арендуемое имущество коммунального назначения, находящегося на  территории сельского поселения «Визинга», в связи с окончанием 09.10.2019  срока действия договора от 10.10.2014. 

Таким образом, документально подтверждено, что муниципальное  имущество коммунального назначения не находилось в аренде у АО «КТК» в  период с 10.10.2019 по 30.09.2020, в связи с чем к АО «КТК» не могут  применяться положения прекратившего свое действие договора аренды от  10.10.2014, в том числе и в части размера арендной платы. 

 Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О  теплоснабжении» (далее -Закон о теплоснабжении) собственники или иные  законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их  тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие  установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать  от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на  эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по  передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. 

На основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные  владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе  препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или)  канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего  водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов,  объектов капитального строительства которого подключены (технологически  присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на  транспортировку воды по таким водопроводным сетями (или) транспортировку  сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на  эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей. 

Из указанных положений законодательства следует, что у сетевой  организации отсутствует обязанность заключить договор аренды тепловых 


сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче  тепловой энергии, теплоносителя, что исключает взыскание платы с лица,  отказавшегося заключить подобный договор. 

Таким образом, с учетом специального (по отношению к гражданско-правовым нормам) правого регулирования в сфере теплоснабжения и  водоснабжения, статьи 606, 621,622 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее -Гражданский кодекс) не подлежали применению при  рассмотрении настоящего спора. 

В связи с прекращением договора аренды от 10.10.2014 и возвращением  имущества арендодателю по акту, подписанному сторонами без претензий и  замечаний, оснований считать договор аренды возобновленным свое действие  по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса не имеется. 

Также к отношениям сторон не подлежат применению и нормы  Гражданского кодекса о неосновательном обогащении. 

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда  Российской Федерации от 03.04.2017 № 304-ЭС-16-16267 по делу № А0310556/2015 доставка тепловой энергии, теплоносителя до потребителя с  использованием тепловых сетей иных лиц в пределах одной системы  теплоснабжения не признается неосновательным пользованием чужим  имуществом, ответственность за которое предусмотрена статьей 1105  Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии и воды на спорное  имущество установлен не был, затраты на содержание и использование сетей  не учтены АО «КТК» при установлении тарифов на водоснабжение и  теплоснабжение. 

Судами не установлен факт сбережения имущества ответчиком за счет  истца. 

В соответствии с постановлением администрации муниципального района  «Сысольский» от 04.07.20145 № 7/645 «Об определении статуса единой  теплоснабжающей организации и установлении границ зон деятельности» АО  «КТК» наделено статусом единой теплоснабжающей организации для  централизованных систем теплоснабжения га территории сельских поселений  Сысольского района Республики Коми, в том числе и на территории сельского  поселения «Визинга». 

В период с 10.10.2019 по 30.09.2020 в связи с отсутствием каких-либо  решений администрации муниципального района, а также администрации  сельского поселения «Визинга» о дальнейшей организации теплоснабжения,  водоснабжения и водоотведения, АО «КТК» было вынуждено продолжать  эксплуатацию муниципального имущества и исполнять обязанности единой  гарантирующей организации для централизованных систем холодного  водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения  «Визинга». 

АО «КТК» осуществляет регулируемую деятельность на основании  тарифов, утвержденных Комитетом Республики Коми по тарифам. 


Ввиду отсутствия заключенного договора аренды в период с 10.10.2019 по  30.09.2020, регулирующим органов тарифах, утвержденных для АО «КТК» на  2019-2020 годы, не компенсировались расходы в виде выпадающих доходов, в  том числе и заявленная истцом сумма за фактическое пользование  муниципальным имуществом за период с 10.10.2019 по 30.09.2020 в размере  234 213 руб.02 коп. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено. 

Как следует из обжалуемых актов, Администрация и АО "КТК" заключили  договор от 10.10.2014 о передаче в аренду имущества коммунального  назначения, находящегося на территории сельского поселения "Визинга". 

Срок аренды устанавливается на пять лет с 10.10.2014 по 09.10.2019 (пункт  1.4. договора от 10.10.2014). 

Имущество передано по акту приема-передачи от 10.10.2014. 

Согласно пункту 4.2 договора Арендатор осуществляет оплату арендной  платы ежемесячно равными частями в срок, не позднее 20-го числа расчетного  месяца, в размере 1/12 годовой арендной платы, что составляет 20 001 рубль 67  копеек, в бюджет сельского поселения "Визинга". Годовая арендная плата  устанавливается в размере 240 020 рублей 00 копеек (пункт 4.1 договора от  10.10.2014). 

Администрация сообщила АО "КТК" письмом от 04.06.2019 N 783 об  окончании 09.10.2019 срока аренды муниципального имущества  коммунального назначения, находящегося на территории сельского поселения  "Визинга", просила обеспечить возврат арендованного имущества до  09.10.2019, а также предлагала заключить договор аренды на очередной срок  без проведения торгов. 

Общество письмом от 15.07.2019 N 006/4556 указало о готовности  возобновить договор аренды на новый срок, просило уменьшить размер  арендной платы, максимально приблизив к величине экономически  обоснованных затрат. 

Уполномоченный орган письмом от 19.07.2019 сообщил, что рассмотрение  вопроса об уменьшении размера арендной платы за муниципальное имущество  не представляется возможным. 


Администрация письмом от 09.10.2019 N 1196 направила Обществу акт  приема-передачи арендуемого имущества от 09.10.2019, договор аренды от  10.10.2019. 

Общество письмом от 31.10.2019 N 006/6869 вернуло без подписания  договор от 10.10.2019 по причине имеющихся разногласий. 

Уполномоченный орган в письме от 25.06.2020 N 457 вновь предложил  заключить договор о передаче в аренду имущества коммунального назначения,  направил проект договора. 

АО "КТК" письмом от 28.07.2020 N 002/4/2908 сообщило истцу о  невозможности заключения договора аренды до внесения изменений в  постановление Администрации от 28.03.2013 N 3/33 "Об утверждении формы  расчета величины годовой арендной платы за пользование муниципальным  имуществом сельского поселения "Визинга". 

Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили  договор от 01.10.2020 аренды муниципального имущества сельского поселения  "Визинга", по условиям которого арендодатель передает, а арендатор  принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество  согласно приложению N 1 для оказания коммунальных услуг населению  сельского поселения "Визинга". 

Срок аренды устанавливается 10 лет с даты передачи имущества (пункт 1.4  договора от 01.10.2020). 

Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.10.2020.

В соответствии с разделом 4 договора размер годовой арендной платы  составляет 293 671 рубль 49 копеек. Оплата арендатором арендной платы  осуществляется ежемесячно равными частями в срок, не позднее 20-го числа  расчетного месяца, в размере 1/12 годовой арендной платы, что составляет 24  472 рубля 62 копейки. 

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от  01.10.2020 по сведениям истца у ответчика образовалось задолженность в  размере 489 452 рубля 20 копеек за период с 01.10.2020 по 31.05.2022. 

Администрация неоднократно направляла требования об уплате  задолженности за фактическое пользование имуществом и процентов за  пользование чужими денежными средствами (от 31.03.2021 N 358, 30.06.2021 N  831, 17.02.2022 N 181), а также требования об уплате задолженности и  процентов за пользование чужими денежными средствами по договору от  01.10.2020 (от 31.03.2021 N 359, 28.06.2021 N 824, 17.02.20222 N 180). 

Неисполнение требований Администрации послужило основанием для  обращения в Арбитражный суд Республики Коми. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации ( далее -АПК РФ) собранные по делу  доказательства, руководствуясь статьями 606, 614, 621, 622 Гражданского  кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 4.2 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об  отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса  Российской Федерации о договоре аренды", в пункте 8 постановления Пленума 


Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О  последствиях расторжения договора", суды удовлетворили требования, придя к  выводу, что факт возврата Обществом арендованного имущества не  подтвержден, ответчик продолжал пользоваться арендованным имуществом до  заключения договора аренды на новый срок. 

Суды установили, что в течение 2019-2020 между истцом и ответчиком  велась продолжительная переписка по урегулированию вопроса о заключении  нового договора аренды муниципального имущества. Несмотря на подписание  акта возврата имущества от 09.10.2019, Общество в спорный период  продолжало оказывать населению коммунальные услуги, что подтверждается в  представленными в материалы дела договорами, квитанциями на оплату услуг. 

Принятые по делу судебные акты не противоречат правовой позиции  Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от  03.04.2017 N 304-ЭС16-16267, так как основаны на иных фактических  обстоятельствах. 

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела. 

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы акционерного общества «Коми  тепловая компания» для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда 

Российской Федерации Н.С. Чучунова