ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-КГ16-1541 от 01.04.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ16-1541

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

01.04.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.04.2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2015 по делу                                N А39-4051/2014,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбеков Исмаил Хамзеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Комитет), изложенного в письме              от 28.05.2014 N 452-3, об отказе в предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 11 444 179 квадратных метров, кадастровый номер 13:15:0314001:272, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Республика Мордовия, Лямбирский район, поселок Новомихайловский, улица Первомайская, дом 49, для осуществления фермерским хозяйством предпринимательской деятельности. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду за плату                  на 49 лет.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эко Лайф - Чистая жизнь", общество с ограниченной ответственностью "Эко Л", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра).

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 14.04.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.12.2015, отказал Предпринимателю в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование жалобы  заявитель указал, что на момент  подачи его заявлении  в Комитет о предоставлении земельного участка в аренду  порядок  предоставления земли фермерам был установлен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ « О крестьянском(фермерском)хозяйстве», в соответствии с которой  Комитет, как уполномоченный орган в течение двухнедельного срока обязан рассмотреть заявление фермера и принять соответствующее решение, то есть ,либо заключить договор аренды ,при  условии отсутствия иных претендентов, либо выставить  право аренды  участка на торги, если имеются иные заявления заинтересованных лиц  

На момент подачи заявления о предоставлении участка в аренду (24.04.2014) Нарбеков И.Х. являлся главой крестьянского фермерского хозяйства, участок не был обременен договором с иным лицом .Решением суда  от 07.11.2013 по делу №А39-2417\13 признан ничтожным договор аренды спорного земельного участка  от 11.02.2013,заключенный  Комитетом с Абдульмановым Р.Ф.Заявлений от иных лиц  о передаче в аренду спорного земельного участка не имелось.

По мнению заявителя, отказ Комитета нарушает его права и интересы, так как   с 01.03.2015 право аренды  должно быть обязательно выставлено на торги в соответствии с требованиями статей 39.3,39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, что ставит его в неравные условия с другими претендентами.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из судебных актов, 21.04.2014 Предприниматель обратился в Государственный Комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия(далее-Комитет) с заявлением о предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 11 444 179 квадратных метров, кадастровый номер 13:15:0314001:272, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Республика Мордовия, Лямбирский район, поселок Новомихайловский, улица Первомайская, дом 49, для осуществления возглавляемым им фермерским хозяйством своей деятельности.

Письмом от 28.05.2014 N 452-3 Комитет сообщил предпринимателю о том, что испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в долгосрочную аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Абдульманову Р.Ф., договор аренды с ним признан недействительным в судебном порядке, но Комитет намерен  обжаловать судебный акт Арбитражного суда Республики Мордовия по возникшему земельному спору, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствует возможность рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду.

Полагая, что решение Комитета не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признав  мотивы  отказа  предпринимателю в предоставлении в аренду спорного земельного участка ,указанные Комитетом в  письме от 28.05.2014 N 452-З, не соответствующими закону, суды вместе с тем пришли  к выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения заявленных требований  исходя из следующего.

Согласно пунктам 1,2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду .

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Из содержания данной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.

На основании пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).

Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлен положениями статей 11, 12 главы 4 Федерального закона N 74-ФЗ.

Суды первой и второй инстанций, исходя из заявленного требования, определили невозможность применения к спорным правоотношениям правил статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона  от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящегося в государственной  или муниципальной собственности  земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление  о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного  и  заблаговременного опубликования сообщения  о наличии  предлагаемых для такой передачи земельных участков  в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду  допускается при условии , что в течение месяца с момента опубликования сообщения  не поступили иные заявления.

 В случае, если подано  два и более  заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

 В соответствии с указанной нормой  принят Закон Республики Мордовия  от 07.07.2003 №32-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения  в Республике Мордовия» , в статье  6 которого установлен  перечень информации об обороте земель сельскохозяйственного назначения, подлежащей опубликованию в газете «Известия Мордовии» и (или)  в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения  земельного участка.

В частности, подлежат опубликованию сообщения о наличии  предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель  сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной  или муниципальной собственности.

Решением  арбитражного суда Республики Мордовия  от 07.11.2013  по делу  N А39-2417/2013 суд признал ничтожным  договор аренды земельного участка  площадью 11 444 179 кв.м., кадастровый номер 13:15:0314001:272, заключенный  между Комитетом по управлению  имуществом Республики Мордовия  и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдульмановым Р.Ф. с нарушением  процедуры  предоставления земель сельскохозяйственного назначения, установленной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 10 Закона №201-ФЗ , а именно,  необходимости публикации в официальном печатном издании Республики Мордовия информации о наличии у Республики Мордовия земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду; применены последствия недействительности сделки в виде обязания Абдульманова Р.Ф. возвратить спорный земельный участок Госкомимуществу Республики Мордовия

 Судебные акты по делу N А39-2417/2013, Нарбеков И.Х., принимавший участие в качестве третьего лица, не оспорил.

Согласно  части 2  статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При указанных обстоятельствах судами правомерно признана несостоятельной , основанной  на неверном толковании норм ссылка Нарбекова И.Х. на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,указав, что установленный названной нормой порядок распространяется в отношении не сформированных ранее земельных участков, не введенных в гражданский оборот. В данном случае испрашиваемый Нарбековым И.Х земельный участок  был сформирован и поставлен на кадастровый учет до его обращения.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

               Н.С.Чучунова