ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-КГ17-16158 от 02.11.2017 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-КГ17-16158

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 ноября 2017 г 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу от 07.09.2017 Управления Федерального казначейства по  Ярославской области (далее – УФК по Ярославской области) на решение  Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2016 по делу   № А82-14298/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда  от 10.03.2017 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от  12.07.2017 по тому же делу 

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилой дом»  (далее – МУП «Жилой дом») к УФК по Ярославской области об оспаривании  бездействия, выразившегося в длительном неисполнении исполнительного  листа от 12.09.2011 АС № 001700259, непринятии мер по приостановлению  операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации  Ростовского муниципального района Ярославской области (далее –  администрация Ростовского муниципального района) и Управления финансов  администрации Ростовского муниципального района Ярославской области  (далее – Управление финансов), 

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, - администрации Ростовского муниципального  района и Управления финансов, администрации сельского поселения  Семибратово, администрации сельского поселения Поречье-Рыбное, 


администрации сельского поселения Петровское, администрации сельского  поселения Ишня Ростовского района Ярославской области, администрации  городского поселения Ростов, 

установила:

решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.04.2011 по делу   № А82-11/2011 с муниципального образования Ростовский муниципальный  район Ярославской области за счет казны района в порядке субсидиарной  ответственности по обязательствам муниципального учреждения в пользу МУП  «Жилой дом» взыскано 3 061 623 руб. 37 коп. 

В целях исполнения решения выдан исполнительный лист АС   № 001700259, в котором в качестве должника определено муниципальное  образование Ростовский муниципальный район Ярославской области в лице  администрации Ростовского муниципального района. Исполнительный лист  был принят к исполнению УФК по Ярославской области. Остаток  задолженности на этот момент составлял 2 735 571 руб. 99 коп. 

В связи с неисполнением исполнительного документа УФК по  Ярославской области приостановило осуществление расходных операций по  лицевому счету № 03713001490, открытому администрации Ростовского  муниципального района в целях учета поступления из федерального и  областного бюджетов средств целевых субсидий, субвенций, межбюджетных  трансфертов. 

МУП «Жилой дом», посчитав недостаточными меры по исполнению  исполнительного листа, предпринятые УФК по Ярославской области,  обратилось в арбитражный суд. 

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.10.2014,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного  апелляционного суда от 29.12.2014, в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от  15.04.2015 указанные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение  суда первой инстанции. Основанием для отмены судебных актов явилось то,  что при рассмотрении дела судами не дана оценка доводу МУП «Жилой дом» о  необходимости применения мер по исполнению исполнительного документа к  Управлению финансов, которое наравне с администрацией Ростовского  муниципального района является главным распорядителем средств местного  бюджета, а также структурным подразделением администрации. 

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 09.12.2015  произведена замена МУП «Жилой дом» на правопреемника - общество с  ограниченной ответственностью «Правозащита». 


При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда  Ярославской области от 22.10.2016, оставленным без изменения  постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 и  постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.07.2017  заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным  бездействие УФК по Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по  приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах  администрации Ростовского муниципального района №№ 03713001490 и  05713001490 и на лицевых счетах Управления финансов №№ 02713001520,  03713001520 и 05713001520. Суды обязали УФК по Ярославской области  приостановить осуществление операций по расходованию средств на  упомянутых лицевых счетах. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, УФК по Ярославской области просит судебные акты, вынесенные  при новом рассмотрении дела отменить. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных  жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Как усматривается из судебных актов, порядок исполнения  исполнительного листа АС № 001700259 являлся предметом судебного  рассмотрения по делу № А82-3970/2012. По результатам разбирательства  определено, что исполнительный документ предусматривает обращение  взыскания на средства местного бюджета в порядке субсидиарной  ответственности, органом, уполномоченным на его исполнение, является УФК  по Ярославской области. 

Суды установили, что в УФК по Ярославской области администрации  Ростовского муниципального района открыты лицевые счета №№ 01713001490  (лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств), 03713001490 


(лицевой счет получателя бюджетных средств), 04713001490 (лицевой счет  администратора доходов бюджета), 05713001490 (лицевой счет для учета  операций со средствами, поступающими во временное распоряжение  получателя бюджетных средств). 

Управлению финансов в УФК по Ярославской области открыты лицевые  счета №№ 02713001520 (лицевой счет бюджета), 03713001520 (лицевой счет  получателя бюджетных средств), 04713001520 (лицевой счет администратора  доходов бюджета), 05713001520 (лицевой счет для учета операций со  средствами, поступающими во временное распоряжение получателя  бюджетных средств). Помимо этого в целях осуществления полномочий по  исполнению бюджета поселений, входящих в состав Ростовского района,  Управлению финансов открыты лицевые счета бюджетов поселений с кодами  02 и 04. 

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в  соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 10, 28, 242.5  Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», Порядком открытия и ведения  лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства,  утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н,  суды нашли, что УФК по Ростовской области допущено незаконное  бездействие по исполнению исполнительного документа. Суды пришли к  выводу, что УФК по Ярославской области не исполнена законная обязанность  по приостановлению расходных операций на лицевых счетах администрации  Ростовского муниципального района №№ 03713001490 и 05713001490 и  Управления финансов №№ 02713001520, 03713001520 и 05713001520. 

В кассационной жалобе УФК по Ярославской области заявляет доводы,  которые сводятся к тому, что счетом для оплаты денежных обязательств  является счет абонента с кодом 03, соответственно, приостановление  расходных операций возможно только на таком счете. Закрытие счета   № 02713001520 Управления финансов по расходной части не возможно,  поскольку это лицевой счет бюджета, являющийся доходно-расходным. Кроме  этого расходные операции не находят отражение на лицевых счетах с кодом 05,  на которых учитываются операции со средствами, поступающими во временное  распоряжение. 

Из судебных актов усматривается, что данные обстоятельства  исследовались судами и получили надлежащую оценку, в том числе, с  применением позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской 


Федерации, изложенной в постановлении от 01.11.2011 № 7608/2011. Судами  разъяснено, что приостановление операций является временной  ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты  прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося  заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Применение  данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов  федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до  должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и  действует до момента устранения должником допущенных им нарушений. 

Довод кассационной жалобы о закрытии с 27.01.2017 лицевого счета  получателя бюджетных средств и лицевого счета главного распорядителя  бюджетных средств администрации Ростовского муниципального района в  УФК по Ярославской области, что прекращает обязанность органа казначейства  по исполнению исполнительного листа АС № 001700259, был исследован  судами апелляционной и кассационной инстанций. 

Суды указали, что данное обстоятельство не свидетельствует о  незаконности судебных актов, поскольку на момент вынесения решения суда  первой инстанции (22.10.2016) упомянутые счета были действующими. Оценка  бездействия УФК по Ярославской области также дана судом на момент  вынесения решения по делу. 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федерального  казначейства по Ярославской области для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда М. В. Пронина
Российской Федерации