ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 301-КГ18-20873 от 24.12.2018 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ18-20873

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

24.12.2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2018 по делу
№ А39-8515/2017

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск (далее - Администрация) от 28.09.2017 N 8023 об отказе по принятию в муниципальную собственность квартиры площадью 43,2 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 2, кадастровый номер 13:23:0901134:134; квартиры площадью 45,7 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 3, кадастровый номер 13:23:0901134:133; квартиры площадью 28,3 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 4, кадастровый номер 13:23:0901134:132; квартиры площадью 28,9 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 5, кадастровый номер 13:23:0901134:131; и об обязании принять указанное имущество в муниципальную собственность.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод" (далее - Предприятие).

Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2018, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  судами неверно определен статус  спорных помещений  с кадастровыми номерами 13:23:0901134:134,13:23:0901134:133, 13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131 как жилых помещений (квартир),  поскольку данные объекты недвижимости не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается  изолированное помещение, которое является  недвижимым имуществом и  пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Из графической части чертежа, имеющихся в материалах дела выписок  ЕГРН о спорных помещениях с кадастровыми номерами 13:0901134:134,13:23:0901134:133,13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131 следует, что  в состав  данных помещений не входят помещения вспомогательного использования. В настоящее время  балансодержатель (ФКП «Саранский механический завод») осуществляет только  холодное водоснабжение и электроснабжение данных помещений. Газоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и вентиляция в них отсутствуют.

Таким образом, квалификация  указанных выше помещений как жилых не соответствует их технических характеристикам и является ошибочной.

 Судами  не был исследован вопрос  о статусе и характеристиках здания, в состав которого входят помещения  с кадастровыми номерами 13:23:0901134:134, 13:23:0901134:133, 13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131.

Исходя  из данных технического паспорта  на здание пожарного депо, расположенное по адресу: г.Саранск, ул.Пролетарская, д.117 (кадастровый номер 13:23:0901134:106), спорные помещения   расположены на втором этаже пристроя к зданию пожарного депо. При этом само здание пожарного депо  в настоящее время является действующим и используется по прямому назначению (для размещения сил и средств пожарной охраны  ГУ МЧС России по Республике Мордовия).

Поскольку имущество, предназначенное  для ликвидации и тушения пожаров, ни  в соответствии с постановлением Верховного Совета от 27.12.1991№3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской  Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ни  в соответствии с Федеральным  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть отнесено к собственность муниципальных образований, оснований для возложения  на Администрацию городского округа Саранск обязанности принять в муниципальную собственность часть помещений  в здании пожарного депо не имелось.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, в собственности Российской Федерации находятся следующие жилые помещения: квартира площадью 43,2 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 2, кадастровый номер 13:23:0901134:134; квартира площадью 45,7 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 3, кадастровый номер 13:23:0901134:133; квартира площадью 28,3 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 4, кадастровый номер 13:23:0901134:132; квартира площадью 28,9 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 5, кадастровый номер 13:23:0901134:131.

Указанные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за Предприятием.

Предприятие в письме от 27.06.2017 N 2286/31 обратилось в адрес Теруправления с просьбой передать квартиры в муниципальную собственность городского округа Саранск, представив согласие Минпромторга России от 14.06.2017 N МА-37692/16.

Теруправление обращалось по данному вопросу в Администрацию с письмами от 26.07.2017 N 6814 и от 29.08.2017 N 8387.

На данные письма был получен отказ (письмо от 28.09.2017 N 8023-исх.) принять в муниципальную собственность спорные жилые помещения, в обоснование которого указано на то, что принятие в муниципальную собственность жилых помещений, нуждающихся в капитальном ремонте, а также снабжении требуемыми коммунальными ресурсами, создаст дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет.

Сочтя, что решение органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Теруправления, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды  правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно абзацу 20 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).

В пункте 4.1 и подпункте "и" пункта 4.8 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Агентства от 27.02.2009 N 49, определено, что Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Следовательно, Теруправление является уполномоченным представителем собственника имущества, и именно оно вправе принимать решения о распоряжении спорным зданием.

Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, исходя из которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Закон N 122-ФЗ, установив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность из федеральной собственности имущество, которое не может находиться в федеральной собственности.

В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Приложения N 3 к указанному постановлению определено, что жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Таким образом , право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.

Следовательно, не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты отнесены законом к муниципальной собственности, и на органе местного самоуправления лежит обязанность по его принятию.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти.

Исследовав и оценив  доказательства  по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорные объекты недвижимости должны быть переданы в муниципальную собственность городского округа Саранск, обязанность принять их в муниципальную собственность возникла у Администрации в силу закона.

 Суды  признали несостоятельным  довод заявителя о несоответствии спорных квартир требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не  приняли ссылку на непривлечение к участию в деле граждан, проживающих в спорных помещениях, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,  квартиры находятся в оперативном управлении Предприятия.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы администрации городского округа Саранск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова