| |
№ -КГ18-20873 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 24.12.2018 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.01.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2018 по делу
№ А39-8515/2017
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск (далее - Администрация) от 28.09.2017 N 8023 об отказе по принятию в муниципальную собственность квартиры площадью 43,2 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 2, кадастровый номер 13:23:0901134:134; квартиры площадью 45,7 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 3, кадастровый номер 13:23:0901134:133; квартиры площадью 28,3 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 4, кадастровый номер 13:23:0901134:132; квартиры площадью 28,9 квадратного метра, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 5, кадастровый номер 13:23:0901134:131; и об обязании принять указанное имущество в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод" (далее - Предприятие).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2018, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами неверно определен статус спорных помещений с кадастровыми номерами 13:23:0901134:134,13:23:0901134:133, 13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131 как жилых помещений (квартир), поскольку данные объекты недвижимости не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Согласно пункту 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из графической части чертежа, имеющихся в материалах дела выписок ЕГРН о спорных помещениях с кадастровыми номерами 13:0901134:134,13:23:0901134:133,13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131 следует, что в состав данных помещений не входят помещения вспомогательного использования. В настоящее время балансодержатель (ФКП «Саранский механический завод») осуществляет только холодное водоснабжение и электроснабжение данных помещений. Газоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и вентиляция в них отсутствуют.
Таким образом, квалификация указанных выше помещений как жилых не соответствует их технических характеристикам и является ошибочной.
Судами не был исследован вопрос о статусе и характеристиках здания, в состав которого входят помещения с кадастровыми номерами 13:23:0901134:134, 13:23:0901134:133, 13:23:0901134:132 и 13:23:0901134:131.
Исходя из данных технического паспорта на здание пожарного депо, расположенное по адресу: г.Саранск, ул.Пролетарская, д.117 (кадастровый номер 13:23:0901134:106), спорные помещения расположены на втором этаже пристроя к зданию пожарного депо. При этом само здание пожарного депо в настоящее время является действующим и используется по прямому назначению (для размещения сил и средств пожарной охраны ГУ МЧС России по Республике Мордовия).
Поскольку имущество, предназначенное для ликвидации и тушения пожаров, ни в соответствии с постановлением Верховного Совета от 27.12.1991№3020-1 « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», ни в соответствии с Федеральным от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть отнесено к собственность муниципальных образований, оснований для возложения на Администрацию городского округа Саранск обязанности принять в муниципальную собственность часть помещений в здании пожарного депо не имелось.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, в собственности Российской Федерации находятся следующие жилые помещения: квартира площадью 43,2 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 2, кадастровый номер 13:23:0901134:134; квартира площадью 45,7 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 3, кадастровый номер 13:23:0901134:133; квартира площадью 28,3 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 4, кадастровый номер 13:23:0901134:132; квартира площадью 28,9 квадратного метра, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. Пролетарская, д. 117а, кв. 5, кадастровый номер 13:23:0901134:131.
Указанные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за Предприятием.
Предприятие в письме от 27.06.2017 N 2286/31 обратилось в адрес Теруправления с просьбой передать квартиры в муниципальную собственность городского округа Саранск, представив согласие Минпромторга России от 14.06.2017 N МА-37692/16.
Теруправление обращалось по данному вопросу в Администрацию с письмами от 26.07.2017 N 6814 и от 29.08.2017 N 8387.
На данные письма был получен отказ (письмо от 28.09.2017 N 8023-исх.) принять в муниципальную собственность спорные жилые помещения, в обоснование которого указано на то, что принятие в муниципальную собственность жилых помещений, нуждающихся в капитальном ремонте, а также снабжении требуемыми коммунальными ресурсами, создаст дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет.
Сочтя, что решение органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Теруправления, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно абзацу 20 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).
В пункте 4.1 и подпункте "и" пункта 4.8 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Агентства от 27.02.2009 N 49, определено, что Теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также осуществляет действия по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Следовательно, Теруправление является уполномоченным представителем собственника имущества, и именно оно вправе принимать решения о распоряжении спорным зданием.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, исходя из которой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Закон N 122-ФЗ, установив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность из федеральной собственности имущество, которое не может находиться в федеральной собственности.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Приложения N 3 к указанному постановлению определено, что жилищный и нежилой фонд подлежат передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 2 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Таким образом , право собственности на жилищный фонд, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.
Следовательно, не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты отнесены законом к муниципальной собственности, и на органе местного самоуправления лежит обязанность по его принятию.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Обязанность принять объект в муниципальную собственность возникает у муниципального образования в силу закона и на основании соответствующих решений федерального органа исполнительной власти.
Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованным выводам о том, что спорные объекты недвижимости должны быть переданы в муниципальную собственность городского округа Саранск, обязанность принять их в муниципальную собственность возникла у Администрации в силу закона.
Суды признали несостоятельным довод заявителя о несоответствии спорных квартир требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не приняли ссылку на непривлечение к участию в деле граждан, проживающих в спорных помещениях, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартиры находятся в оперативном управлении Предприятия.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы администрации городского округа Саранск для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Н.С. Чучунова |