ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 302-ЭС17-11582 от 06.09.2017 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-ЭС17-11582

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 6 сентября 2017 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив  кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице  Управления Федерального казначейства по Иркутской области  на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2017  и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 24.04.2017 по делу № А1914340/2014 Арбитражного суда Иркутской области  по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  Хозяйственник» (далее – общество) к Российской Федерации в лице  территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Иркутской области о взыскании  1 564 833 руб. убытков, 

установила:

в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно  предмета спора к участию в деле привлечены: Новомальтинское  муниципальное образование в лице администрации сельского поселения  Новомальтинского муниципального образования, Служба по тарифам  Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства жилищной  политики, энергетики и транспорта Иркутской области. 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.05.22016  требования общества удовлетворены: с Российской Федерации за счет казны 


в пользу общества взыскано 1 564 833 руб. убытков, а также судебные расходы  за проведение экспертизы в сумме 35 000 руб. 

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда  от 03.08.2016, оставленным без изменения постановлением Восточно- Сибирского округа от 25.10.2016, решение от 16.05.2016 изменено в части  указания на источник возмещения убытков – Российская Федерация в лице  Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом Иркутской области за счет казны Российской  Федерации. 

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления  Федерального казначейства по Иркутской области обратилось в Арбитражный  суд Иркутской области с заявлением об изменении порядка и способа  исполнения постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда  от 03.08.2016. 

Определением суда от 14.11.2016 заявление Министерства финансов  Российской Федерации удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения  постановления суда апелляционной инстанции от 03.08.2016 следующим  образом: постановление признано подлежащим исполнению за счет средств  федерального бюджета, выделяемых территориальному управлению  Федерального агентства по управлению государственным имуществом  Иркутской области на реализацию соответствующих полномочий. 

Постановлением апелляционного суда от 15.02.2017, оставленным без  изменения постановлением суда округа от 24.04.2017, определение  от 14.11.2016 отменено, в удовлетворении заявления об изменении порядка и  способа исполнения судебного акта отказано. 

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления  Федерального казначейства по Иркутской области обратилось в Верховный  Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты судов  апелляционной инстанции и округа, принятые по его заявлению, ссылаясь  на нарушение норм материального и процессуального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных  жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра 


судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не  находят подтверждения в материалах дела. 

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по заявлению судебные  акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу  об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым  кассационная жалоба по изложенным в ней доводам может быть передана  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

По смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  производится обращение взыскания на основании судебных актов,  исполнительных документов о взыскании денежных средств с бюджетного  учреждения, финансируемого исключительно из федерального бюджета. Орган  федерального казначейства, получивший исполнительный документ, может сам  установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета  должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. 

При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах  Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка  Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный  документ направляется для исполнения в орган казначейства по месту  открытия счета главному распорядителю соответствующих средств  федерального бюджета. 

Отказывая в удовлетворении заявления Министерства финансов  Российской Федерации, суд руководствовался статьями 16, 318, частью 1  статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил  из того, что указание судом на взыскание средств с Российской Федерации  в лице территориального органа в сфере управления государственным  имуществом за счет казны Российской Федерации не является препятствием  для исполнения решения суда органом федерального казначейства  и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей  242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Средства федерального  бюджета являются частью государственной казны и при поступлении  исполнительного листа финансовый орган не лишен возможности передать его  на исполнение по принадлежности. 

Судами отмечено, что данная позиция соответствует постановлению  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 26.05.2009 № 1910/09. 


Доводы заявителя получили оценку судов со ссылкой на положения норм  действующего законодательства применительно к установленным фактическим  обстоятельствам дела и мотивированно отклонены. 

Существенных нарушений норм материального и процессуального права,  повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают  и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов  в кассационном порядке. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

отказать Министерству финансов Российской Федерации в лице  Управления Федерального казначейства по Иркутской области в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Г.Г. Кирейкова