ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 302-ЭС18-21790 от 10.12.2018 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-ЭС18-21790

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 декабря 2018 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу администрации г. Улан-Удэ (далее – администрация) на  постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2018  по делу № А10-1754/2017 Арбитражного суда Республики Бурятия 

по иску администрации к Республике Бурятия в лице Министерства  финансов Республики Бурятия о взыскании 1 567 356 рублей убытков. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Кондратюк Юлия  Анатольевна, Министерство финансов Российской Федерации в лице  Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, Министерство  строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса  Республики Бурятия, 

установила:

решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20.02.2018,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 14.06.2018, исковое требование удовлетворено. 


Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 18.09.2018 решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменены. В удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь  на существенные нарушения норм материального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Как следует из представленных материалов, Кондратюк Ю.А. с 01.04.2011  состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории  «малоимущие» с составом семьи 3 человека. 

Заключением межведомственной комиссии от 29.08.2012 жилой дом, где  проживает Кондратюк Ю.А. и ее семья, признан аварийным и подлежащим  сносу. 

На основании судебных актов судов общей юрисдикции администрация  предоставила жилые помещения по договорам социального найма  Кондратюк Ю.А. и ее несовершеннолетним детям Кондратюку В.А. и  Ивановой А.В, чье жилое помещение было признано в установленном законом  порядке непригодным для проживания. 


Администрация, полагая, что данные расходы подлежат возмещению  субъектом Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с настоящим  иском. 

Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции пришли к  выводу о том, что предоставление Кондратюк Ю.А. и ее семье жилых  помещений не относится к расходным обязательствам муниципального  образования; обеспечение жильем Законом Республики Бурятия от 07.07.2006   № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в  жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее  – Закон № 1732-III) применительно к настоящему спору предусмотрено за счет  государственного жилищного фонда. 

Суд округа отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций  как принятые при неправильном применении норм материального права. 

Руководствуясь статьями 49, 57, 60, 85 Жилищного кодекса Российской  Федерации, суд пришел к выводу о том, что именно на администрации как  собственнике муниципального имущества лежит обязанность по  предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных и  признанных непригодными к проживанию. 

Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, Законом   № 1732-III не предусмотрено обеспечение граждан жильем за счет  государственного жилищного фонда. Из положений статьи 14 Жилищного  кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного  самоуправления в области жилищных отношений относится порядок ведения  учета малоимущих граждан и предоставление им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. 

Иное толкование заявителем норм материального права не  свидетельствует о неправильном применении их судом округа или допущенной  судебной ошибке. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 


определила:

отказать администрации г. Улан-Удэ в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда М.В. Пронина
Российской Федерации