| |
№ -ЭС19-8498 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 24.06.2019 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.07.2018 (судья Коршунова Т.Г.), постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 (судьи
ФИО1, ФИО2, ФИО3) и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2019 (судьи Загвоздин В.Д., Новогородский И.Б., Сонин А.А.) по делу № А74-6220/2018
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (далее – Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Правительства Республики Хакасия и Министерства образования и науки Республики Хакасия о взыскании 308 768 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.07.2018, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2019, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что отсутствие возмещения казной Республики Хакасия расходов, связанных с уплатой налога на имущество организаций Управлением образования, является убытком для последнего, поскольку муниципальное образование осуществляло выполнение отдельных государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, в рамках реализации государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления названной категории граждан жилых помещений по договорам социального найма муниципальным образованием Ширинский район приобретено 42 жилых помещения за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.
На основании распоряжений Управления муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район жилые помещения переданы Управлению образования в оперативное управление.
В связи с отменой с 01.01.2017 на территории Республики Хакасия органам государственной власти Республики Хакасия и органам местного самоуправления Республики Хакасия льготы по уплате налога на имущество организаций Министерством финансов Республики Хакасия проведены совещания (протоколы от 17.10.2016, от 16.11.2016) с главами и руководителями финансовых органов муниципальных образований Республики Хакасия.
Также до главы муниципального образования Ширинский район доведена информация о необходимости рассмотрения вопроса включения указанных 42 жилых помещений в состав муниципальной казны (по аналогии с другими муниципальными образованиями республики).
Поскольку до 01.01.2017 находящегося в оперативном управлении истца имущество в казну муниципального образования не передано, у Управления образования возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций за 1 квартал 2017 года; налоговым органом по месту учета налогоплательщика выставлено требование об уплате недоимки. Сумма фактически уплаченного за указанный период налога составила 308 768 рублей.
На основании распоряжений Управления муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Ширинский район от 23.03.2017 № 88, от 03.04.2017 № 107 (в редакции распоряжения от 27.04.2017 № 158) в отношении спорных жилых помещений прекращено право оперативного управления, данное муниципальное имущество введено в состав казны муниципального образования Ширинский район.
Полагая, что уплата налога на имущество за период нахождения жилых помещений в оперативном управлении является убытком, Управление образования обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 45, 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 31, 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 19, 49 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», положениями Закона Республики Хакасия от 09.11.2016
№ 78-ЗРХ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере налогообложения и государственной поддержки инвестиционной деятельности», Закона Республики Хакасия от 05.12.2005
№ 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суды отказали в удовлетворении требований, придя к мотивированному выводу о недоказанности необходимой совокупности условий для взыскания убытков.
Как верно указали судебные инстанции, в рассматриваемом случае обязательство по уплате налога на имущество возникло в связи с нахождением 42 жилых помещений после 01.01.2017 в оперативном управлении Управления образования (вместо передачи данного имущества в казну муниципального образования), то есть в связи с бездействием самого истца, которое не может быть признано связанным с исполнением органом местного самоуправления переданных государственных полномочий.
Также суды при рассмотрении настоящего дела установили и обоснованно учли, что органами государственной власти Республики Хакасия приняты все меры по своевременному доведению до органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе Ширинского района, информации об отмене льготы по уплате налога на имущество организаций, необходимости передачи рассматриваемого имущества, находящегося в оперативном управлении, в казну муниципальных образований.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Н.С.Чучунова |