ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 302-ЭС20-11463 от 28.08.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-11463

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

28 августа 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее также – комитет) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.11.2019 по делу № А19-19594/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2020 по тому же делу

по заявлению комитета к Контрольно-счетной палате муниципального образования Мамско-Чуйского района (далее – КСП Мамско-Чуйского района, контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 12.07.2019 № 1,

установила:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.11.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.05.2020, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права. Комитет указывает, что при вынесении обжалуемого представления контрольно-счетной палатой не соблюден национальный стандарт оформления документов ГОСТ Р 7.0.97-2016. Требования контрольно-счетной палаты относительно договоров о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование не основаны на положениях действующего законодательства. Судами не учтена претензионная работа комитета в отношении неплательщиков по договорам аренды, не учтены доходы, полученные от приватизации имущества.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.

Как усматривается из судебных актов, Контрольно-счетной палатой Мамско-Чуйского района проведена проверка комитета в части соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Мамско-Чуйского района, в том числе переданного имущества п. Согдиондон и п. Горая-Чуя, с. Усть-Чуя. По результатам проверки вынесено представление от 12.07.2019 № 1, обжалуемое комитетом по настоящему делу.

Предметом представления явились нарушения, существо которых выражается в следующем:

нормативные правовые акты в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, в частности, об организации учета муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества, действуют в редакции, разработанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696, которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Кроме того, не учтен Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424;

поступления в бюджет Мамско-Чуйского района за период 2017-2019 годов от использования муниципального имущества составляют 50 % от запланированного по причине неплатежей со стороны арендаторов;

в бюджете района на 2019 год по сравнению с данными, отраженными в реестре арендаторов муниципального имущества, занижен размер доходов от сдачи имущества в аренду;

необоснованно продлевались договоры аренды муниципального имущества с обществом с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (далее – ООО «МПКК»), которое уклонялось от внесения арендной платы и не осуществляло надлежащие эксплуатацию и обслуживание арендуемого имущества;

несмотря на вынесение администрацией Мамско-Чуйского района постановления от 11.06.2019 № 57 «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование Мамскому городскому поселению» договор о передаче имущества в безвозмездное пользование комитетом не заключен.

Признавая представление контрольно-счетной палаты соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 215, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», правовыми актами Мамско-Чуйского района, регулирующими порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также полномочия комитета в этой сфере.

Суды исходили из представленных в дело доказательств, оцененных по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих факт совершения комитетом вмененных ему нарушений, в совокупности свидетельствующих о неэффективном использовании имущества.

Объяснения комитета о том, что распоряжение муниципальным имуществом осуществляется в законном порядке, а выявленные нарушения несущественны, отклонены судами со ссылкой на соответствующие законоположения.

Суды установили, что в полномочия комитета входит подготовка проектов правовых актов Мамско-Чуйского района по вопросам учета и распоряжения муниципальным имуществом, поддержание нормативно-правовой базы в актуальной редакции, учитывающей изменения в законодательстве. В этой связи действие Положения об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Маско-Чуйского района, утвержденного решением Думы района от 13.12.2005 № 76, в редакции, разработанной на основе утративших силу нормативных правовых актов, относится к недостаткам в работе комитета.

Судами установлено, что план бюджета района по доходам от использования муниципального имущества не выполняется, договорные обязательства арендаторами не соблюдаются. Имущество, переданное ООО «МПКК», приведено в непригодное к использованию состояние, его восстановление требует дополнительных расходов муниципального образования. Претензионная работа, проводимая комитетом, не отменяет факта нарушения, учитывая также, что договорные отношении с ООО «МПКК» пролонгированы и сохраняются.

Комитетом допущено бездействие в связи с несоблюдением требований Положения о порядке предоставления в аренду, безвозмездное пользование объектов муниципального имущества муниципального образования Мамской-Чуйского района, утвержденного решением Думы района от 30.03.2017 № 112 (далее – Положение).

Положение регулирует право комитета досрочно расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке, которое не было реализовано во взаимоотношениях с ООО «МПКК».

Постановлением администрации Мамско-Чуйского района от 11.06.2019 № 57 Мамскому городскому поселению переданы в безвозмездное пользование дизельные электростанции в р. п. Мама. Из Положения вытекает, что следующим этапом процедуры передачи имущества является заключение договора с органами местного самоуправления городского поселения, который является основным документом, регламентирующим отношения по безвозмездному пользованию конкретным объектом муниципального имущества. Обязанность по заключению договора комитетом не выполнена.

Судами оценивались доводы комитета о несоблюдении контрольно-счетной палатой стандарта оформления представления. Суды указали, что представление содержит обоснованные выводы о выявленных нарушениях, обладает ясным и четким содержанием, изложенные в нем требования сформулированы с соблюдением закона. Представление отвечает критериям законности, определенности и исполнимости. Комитет не объясняет, каким образом несоблюдение стандарта нарушает его права и законные интересы.

Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами с учетом имеющихся доказательств и позиций сторон, получили необходимую правовую оценку.

Доводы кассационной жалобы ранее заявлялись комитетом в судебном разбирательстве, и мотивированно отклонены судами.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина