ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 302-ЭС20-13098 от 24.11.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -ЭС20-13098

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

24 ноября 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (г. Красноярск) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 по делу № А33-16250/2019,

у с т а н о в и л:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Виктор Александрович (далее – глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство), содержащегося в сообщении от 12.04.2019 № МЛХ/5-4156; об обязании Министерства исключить сведения из государственного лесного реестра (далее – ГЛР) в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее – Агентство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация Большемуртинского района Красноярского края, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкин Сергей Евгеньевич, федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг», Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.

Арбитражный суд Красноярского края решением от 01.08.2019,  оставленным без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020, удовлетворил требования главы КФХ.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.

Дело 11.08.2020 истребовано из Арбитражного суда Красноярского края.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -         АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Министерства вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу № 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.

На основании указанного решения 26.10.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, именуемый в настоящее время Единым государственным реестром недвижимости (далее – ЕГРН), внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки.

На основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкина Сергея Евгеньевича о предоставлении земельных участков Агентство (арендодатель) и Мышкин С.Е. (арендатор) 22.08.2016 без проведения торгов заключили договор № 08-АЗ-1588 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 сроком на 49 лет.

Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016.

Мышкин С.Е. на основании договора от 25.10.2018 об уступке прав и обязанностей (цессии) переуступил главе КФХ права и обязанности арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, предусмотренные договором аренды от 22.08.2016 № 08-АЗ-1588.

В ходе подготовки по заказу главы КФХ проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 частично расположены на землях государственного лесного фонда. Расположение участков определено на основании  кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Бельшемуртинского сельского участкового лесничества, СПК «Рассвет, масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986).

Полагая, что два указанных участка не относятся к землям лесного фонда, глава КФХ обратился в Министерство с заявлением об исключении из ГЛР сведений о данных земельных участках.

Министерство письмом от 12.04.2019 № МЛХ/5-4156 отказало главе КФХ в исключении из ГЛР сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 приведя следующие основания.

В соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 № 1430-од, и в соответствии с Положением о государственном биологическом заказнике краевого значения «Большемуртинский», утвержденным постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 № 261-п, указанные земельные участки частично расположены в границах лесного фонда и полностью входят в утвержденные названным постановлением Совета администрации Красноярского края границы особо охраняемой природной территории - заказника «Большемуртинский».

Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка; при этом пунктом 1 части 6 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что положения части 4 данной статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Глава КФХ, считая отказ Министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 6, 7, 8, 67 - 69, 91, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 22, 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 4.2, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ), часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ)  в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ), статью 7, части 1 и 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности требований главы КФХ.

Суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Частями 5 и 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно части 1 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (часть 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ).

В силу части 6 статьи 10 Закона № 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 01.01.2023 осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ).

Таким образом, правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Поскольку спорные земельные участки согласно сведениям ЕГРН относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», при этом доказательств того, что на этой территории заказника «Большемуртинский» глава КФХ ведет сельскохозяйственную деятельность, противоречащую видам деятельности, разрешенным в границах заказника, не представлено, с учетом принципов приоритета внесенных в ЕГРН сведений над сведениями ГЛР у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в исключении сведений о спорных лесных участках из ГЛР.

Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.

Министерство, ссылаясь на то, что суды трех инстанций при рассмотрении настоящего дела неправильно применили нормы материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты.

В числе прочих доводов Министерство указывает на следующее.

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона               № 280-ФЗ установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР. При этом положения части 3 данной статьи не распространяется на земельные участки расположенные, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий (пункт 1 части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ). Таким образом, законодательством запрещено исключать из лесного фонда земельные участки при их нахождении в границах особо охраняемых природных территорий.

Спорные участки частично расположены в границах участка лесного фонда с кадастровым номером 24:00:0000000:6051, сведения о праве собственности Российской Федерации на который внесены в ЕГРН, и полностью расположены в границах особо охраняемой природной территории – заказник «Большемуртинский».

Однако суды, установив, что спорные участки частично расположены в границах участка лесного фонда и полностью расположены в границах особо охраняемой природной территории, сославшись на отсутствие доказательств ведения Федоровым В.А. сельскохозяйственной деятельности, противоречащей видам деятельности, разрешенным в границах заказника, не учли исключения из части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, установленные пунктом 1 части 6 данной статьи.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Порядком согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 № 477-п предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, не связанных с размещением объектов строительства, принимается Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края заявочных материалов о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории краевого значения в отношении спорных земельных участков не поступало.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона № 280-ФЗ положения федеральных законов, измененных данным Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего спора в Министерство поступил ответ Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 09.08.2019               № 2142-11Б/АК, согласно которому спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, заросли древесной растительностью (залесенность земельных участков составляет 80 %). При этом согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей единственным видом деятельности Федорова В.А., указанным в данном реестре, является  предоставление услуг в области лесозаготовок. По заявлению Федорова А.В. разработан проект восстановления земель сельскохозяйственного назначения (спорных участков), целью которого является проведение мелиоративных мероприятий, что предполагает вырубку древесной растительности в границах заказника. 

Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 % площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 % площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 %.

Приведенные в жалобе Министерства доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2  части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 17 декабря 2020 года на 11 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                И.Л. Грачева