ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 302-ЭС20-23130 от 05.04.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-ЭС20-23130

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 5 апреля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев по материалам истребованного дела кассационные жалобы  Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области,  Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда  Иркутской области от 26.02.2020 по делу № А19-24637/2019, постановление  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 и постановление  Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа от 28.10.2020 по тому же  делу 

по заявлению первого заместителя Байкальского межрегионального  природоохранного прокурора (далее – прокурор) в интересах Российской  Федерации в лице Федерального агентства водных ресурсов (далее –  Росводресурсы, агентство) и неопределенного круга лиц к Министерству  природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – министерство  природных ресурсов), администрации Иркутского районного муниципального  образования (далее – администрация), Комитету по управлению  муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского  районного муниципального образования (далее – КУМИ Иркутского района),  обществу с ограниченной ответственностью «Больверк» (далее – общество  «Больверк») о признании недействительными соглашения от 30.03.2019 

 № 25612000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Российской  Федерации местному бюджету, муниципального контракта от 28.09.2018 

 № 3279-ЭА/18 на выполнение работ по строительству объекта капитального  строительства, 


при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного  учреждения «Объединенная дирекция государственного природного  заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», 

установила:

решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2020,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 02.07.2020 и постановлением Арбитражного суда  Восточного-Сибирского округа от 28.10.2020, заявленные требования  удовлетворены. 

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, Росводресурсы, министерство природных ресурсов просят об  отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по  доводам жалоб отсутствуют. 

Как следует из представленных материалов, Федеральной целевой  программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие  Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847  (далее – Федеральная целевая программа), предусмотрено строительство  берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка. 

В соответствии с пунктом 57 Приложения № 3 к Федеральной целевой  программе мероприятие по строительству берегоукрепления озера Байкал в  пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка подлежит выполнению за счет  федерального бюджета с привлечением средств бюджета Иркутской области. 


Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации

от 21.08.2012 № 847 между агентством и Правительством Иркутской области  заключены соглашения от 14.02.2018 № 052-07-2018-001, 14.02.2019 

 № 052-09-2019-064 (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2019,  29.08.2019, 30.12.2019) предметом которых является предоставление из  федерального бюджета бюджету Иркутской области субсидии на реализацию  мероприятий Федеральной целевой программы в пределах лимитов бюджетных  обязательств, доведенных агентству как получателю средств федерального  бюджета в рамках проекта «Сохранение озера Байкал» (входящего в состав  национального проекта «Экология») в рамках Федеральной целевой программы  государственной программы «Охрана окружающей среды». 

Министерством и администрацией заключено соглашение от 30.03.2019

 № 25612000-1-2019-003 о предоставлении из бюджета Иркутской области в  2019-2021 годах бюджету Иркутского муниципального района субсидии в  соответствии с постановлением Правительства Иркутской области 

от 31.05.2016 № 180-пп «Об утверждении Положения о предоставлении  субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного  воздействия вод населения и объектов экономики и субсидии на повышение  эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе  бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию», в  рамках реализации мероприятий по охране озера Байкал и социально- экономическому развитию Байкальской природной территории. 

Согласно приложению № 1 к перечню объектов капитального  строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия,  относится объект «Берегоукрепление озера Байкал в пределах прибрежной  полосы р.п. Листвянка». Согласно графе 8 указанного приложения возведенный  объект строительства будет относиться к муниципальной собственности. 

В целях реализации мероприятий, для которых предоставлена субсидия,  между КУМИ Иркутского района и обществом «Больверк» заключен  муниципальный контракт от 28.09.2018 № 3279-ЭА/18 на выполнение работ по  строительству объекта капитального строительства «Берегоукрепление озера  Байкал в пределах прибрежной защитной полосы р.п. Листвянка». 

Соглашение от 30.03.2019 № 25612000-1-2019-003, муниципальный  контракт от 28.09.2018 № 3279-ЭА/18 предусматривают софинансирование  строительства вышеуказанного объекта за счет федерального бюджета,  бюджета Иркутской области и бюджета Иркутского районного  муниципального образования. 

Прокурор, указывая на незаконность передачи полномочий по  возведению спорного объекта на муниципальный уровень, заключение 


муниципального контракта с возникновением муниципальной собственности на  объект, обратился в арбитражный суд. 

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями  статей 7-9, 13, 31, 31.1, 65, 79.1, 86, 179.1 Бюджетного кодекса Российской,  статей 1, 8, 24, 26, 39, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, нормами  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на  2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федерального закона 

от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,  Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»,  Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными  постановлением правительства РФ от 30.09.2014 № 999, Постановлением  Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О федеральной целевой программе  «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской  природной территории на 2012-2020 годы», Распоряжением Правительства РФ  от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые  полностью расположены на территориях соответствующих субъектов  Российской Федерации и использование водных ресурсов которых  осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации»,  Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1274-р «Об утверждении  Концепции федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и  социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на  2012-2020 годы», Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 

 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской  области», Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденном  руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997,  пришли к выводу о недействительности соглашения от 30.03.2019 и  муниципального контракта от 28.09.2018, как нарушающих принципы  разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъекта  Российской Федерации и муниципального образования, позволяющих в  нарушение положений водного законодательства приобрести муниципальным  образованием право собственности на часть акватории озера Байкал,  являющегося федеральной собственностью. 

Строительство объекта с использованием земельного участка  федеральной формы собственности и акватории водного объекта, полномочия  по распоряжению которыми не передавались, строительство гидротехнических 


сооружений, связанное с изменением дна и берегов водных объектов,  находящихся в федеральной собственности, без принятия решения о  предоставлении водных объектов в пользование является нарушением пункта 5  части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Полномочия по  защите от негативного воздействия в отношении озера Байкал не являются  переданными субъекту Российской Федерации и не относятся к вопросам  местного значения, отнесены к компетенции собственника водного объекта в  лице федеральных органов исполнительной власти. 

Суд округа согласился с данными выводами судов нижестоящих  инстанций. 

Доводы агентства, министерства относительно выводов судов,  изложенные в кассационных жалобах, проверялись судом округа и  мотивированно отклонены. 

Предметом настоящего спора являлось признание недействительными  контракта и соглашения. 

Вопрос о том, в чьей собственности (федеральной или муниципальной)  будет находиться построенное берегоукрепление, не являлся предметом  судебного разбирательства. Решение по этому вопросу судами не принималось. 

Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка ими фактических  обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является  основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

определила:

отказать Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской  области, Федеральному агентству водных ресурсов в передаче кассационных  жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда М.В. Пронина
Российской Федерации