ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 302-ЭС20-23130
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 5 апреля 2021 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев по материалам истребованного дела кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2020 по делу № А19-24637/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 и постановление Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа от 28.10.2020 по тому же делу
по заявлению первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора (далее – прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства водных ресурсов (далее – Росводресурсы, агентство) и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – министерство природных ресурсов), администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования (далее – КУМИ Иркутского района), обществу с ограниченной ответственностью «Больверк» (далее – общество «Больверк») о признании недействительными соглашения от 30.03.2019
№ 25612000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Российской Федерации местному бюджету, муниципального контракта от 28.09.2018
№ 3279-ЭА/18 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка»,
установила:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 и постановлением Арбитражного суда Восточного-Сибирского округа от 28.10.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Росводресурсы, министерство природных ресурсов просят об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847 (далее – Федеральная целевая программа), предусмотрено строительство берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка.
В соответствии с пунктом 57 Приложения № 3 к Федеральной целевой программе мероприятие по строительству берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка подлежит выполнению за счет федерального бюджета с привлечением средств бюджета Иркутской области.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 21.08.2012 № 847 между агентством и Правительством Иркутской области заключены соглашения от 14.02.2018 № 052-07-2018-001, 14.02.2019
№ 052-09-2019-064 (в редакции дополнительных соглашений от 24.04.2019, 29.08.2019, 30.12.2019) предметом которых является предоставление из федерального бюджета бюджету Иркутской области субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных агентству как получателю средств федерального бюджета в рамках проекта «Сохранение озера Байкал» (входящего в состав национального проекта «Экология») в рамках Федеральной целевой программы государственной программы «Охрана окружающей среды».
Министерством и администрацией заключено соглашение от 30.03.2019
№ 25612000-1-2019-003 о предоставлении из бюджета Иркутской области в 2019-2021 годах бюджету Иркутского муниципального района субсидии в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области
от 31.05.2016 № 180-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики и субсидии на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию», в рамках реализации мероприятий по охране озера Байкал и социально- экономическому развитию Байкальской природной территории.
Согласно приложению № 1 к перечню объектов капитального строительства, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, относится объект «Берегоукрепление озера Байкал в пределах прибрежной полосы р.п. Листвянка». Согласно графе 8 указанного приложения возведенный объект строительства будет относиться к муниципальной собственности.
В целях реализации мероприятий, для которых предоставлена субсидия, между КУМИ Иркутского района и обществом «Больверк» заключен муниципальный контракт от 28.09.2018 № 3279-ЭА/18 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства «Берегоукрепление озера Байкал в пределах прибрежной защитной полосы р.п. Листвянка».
Соглашение от 30.03.2019 № 25612000-1-2019-003, муниципальный контракт от 28.09.2018 № 3279-ЭА/18 предусматривают софинансирование строительства вышеуказанного объекта за счет федерального бюджета, бюджета Иркутской области и бюджета Иркутского районного муниципального образования.
Прокурор, указывая на незаконность передачи полномочий по возведению спорного объекта на муниципальный уровень, заключение
муниципального контракта с возникновением муниципальной собственности на объект, обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 7-9, 13, 31, 31.1, 65, 79.1, 86, 179.1 Бюджетного кодекса Российской, статей 1, 8, 24, 26, 39, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федерального закона
от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением правительства РФ от 30.09.2014 № 999, Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012 № 847 «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1274-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986
№ 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области», Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденном руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31.12.1997, пришли к выводу о недействительности соглашения от 30.03.2019 и муниципального контракта от 28.09.2018, как нарушающих принципы разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, позволяющих в нарушение положений водного законодательства приобрести муниципальным образованием право собственности на часть акватории озера Байкал, являющегося федеральной собственностью.
Строительство объекта с использованием земельного участка федеральной формы собственности и акватории водного объекта, полномочия по распоряжению которыми не передавались, строительство гидротехнических
сооружений, связанное с изменением дна и берегов водных объектов, находящихся в федеральной собственности, без принятия решения о предоставлении водных объектов в пользование является нарушением пункта 5 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. Полномочия по защите от негативного воздействия в отношении озера Байкал не являются переданными субъекту Российской Федерации и не относятся к вопросам местного значения, отнесены к компетенции собственника водного объекта в лице федеральных органов исполнительной власти.
Суд округа согласился с данными выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы агентства, министерства относительно выводов судов, изложенные в кассационных жалобах, проверялись судом округа и мотивированно отклонены.
Предметом настоящего спора являлось признание недействительными контракта и соглашения.
Вопрос о том, в чьей собственности (федеральной или муниципальной) будет находиться построенное берегоукрепление, не являлся предметом судебного разбирательства. Решение по этому вопросу судами не принималось.
Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, Федеральному агентству водных ресурсов в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда М.В. Пронина
Российской Федерации