ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 302-КГ16-686
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва
04 марта 2016 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (г. Иркутск) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.11.2015 по делу № А19-3021/2015 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Научно - производственная корпорация «Иркут» (далее – общество «НПК «Иркут») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – антимонопольный орган) от 15.01.2015 № 2874 по делу № 358.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Лакистрой» (далее – общество «Лакистрой») и ФИО1.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.05.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 05.08.2015 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением
от 06.11.2015 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
Как установлено судами, 30.06.2014 в антимонопольный орган поступила жалоба ФИО1 на действия Иркутского авиационного завода – филиала общества «НПК «Иркут», связанные с проведением закупки по отбору претендента на проектирование и строительство «Производственной базы – Логистический центр».
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 15.01.2015 № 2874 о признании общества «НПК «Иркут» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в связи с совершением при проведении запроса предложений № 31401182727 по разработке проектно-сметной документации и строительству: «Производственная база – Логистический центр» с переносом коммуникаций, подключением к существующим энергоносителям и подписанием акта законченного строительства для нужд общества, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Названные антиконкурентные действия состояли:
– в установлении в пункте 6.2. документации о закупке требования о предоставлении участником, с которым заключается договор, безотзывной банковской гарантии, выданной первоклассным российским банком (входящим в ТОП 50 по размеру чистых активов согласно РА «Эксперт»);
– в отсутствии в документации о закупке, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, порядка оценки и сопоставления заявок в части информации по методике расчета баллов (в том числе, значимости критериев) по каждому из установленных критериев, что повлекло за собой необоснованное признание победителем закупки ЗАО «Лакистрой»;
– в выборе способа проведения закупки – запроса предложений, противоречащего принципам, установленным пунктом 8.1.2 Положения о закупочной деятельности общества.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество «НПК «Иркут» обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о правомерности установленного обществом в документации о закупке требования по обеспечению исполнения обязательств по договору путем предоставления банковской гарантии российским банком, входящим в ТОП 50 согласно РА «Эксперт». При этом суды исходили из отсутствия как в Законе о закупках, так и в Положении о закупочной деятельности общества «НПК «Иркут», утвержденном Советом директоров ОАО «НПК «Иркут» протоколом от 25.12.2012 № 7, запрета на установление организатором закупки требований к способам обеспечения обязательств, а также сроку и порядку его предоставления.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие порядка расчетов баллов в размещенной Документации о закупке неизбежно привело к злоупотреблениям со стороны общества «НПК «Иркут», суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что методика расчета критериев оценки участников была определена заявителем и предоставлена в антимонопольный орган в составе комплекта документов, запрошенных управлением, которое имело возможность определить обоснованность определения победителем рассматриваемой закупки ЗАО «Лакистрой», однако, оценку обоснованности признания победителем запроса предложений ЗАО «Лакистрой» не проводило.
Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что, выбрав такой способ закупки как запрос предложений, общество оставило за собой, а не за победителем запроса предложений, право не заключать договор при наступлении определенных рисков, независимо от воли победителя запроса предложений. Кроме того, антимонопольным органом не даны пояснения в обоснование позиции о высокой сложности работ, являющихся предметом закупки.
С учетом этого суды признали ошибочными выводы антимонопольного органа о нарушении обществом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и удовлетворили заявленное требование.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Е.Н. Зарубина