ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 303-ЭС19-4998 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 303-ЭС19-4998

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

4 октября 2019 года

дело № А73-7429/2018

Резолютивная часть определения объявлена 2 октября 2019 года.

Полный текст определения изготовлен 4 октября 2019 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,

судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобуДепартамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ДФО, департамент) на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2018 по делу № А73-7429/2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РусЛес» (далее – ООО «РусЛес», общество) к департаменту о признании незаконными решений от 20.03.2018 № 04-24/1478, от 11.04.2018 № 04-12/2014 об отказе в выдаче разрешений СИТЕС на экспорт древесины ясеня маньчжурского, об обязании выдать указанные разрешения,

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Дыхтау».

В заседании приняли участие представители:

 от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользовании по Дальневосточному федеральному округу –        Сазонова Д.М.;

от общества с ограниченной ответственностью «РусЛес» и от общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау» – Азарнина И.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., доводы представителя департамента по кассационной жалобе, возражения представителя общества на кассационную жалобу, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью  «РусЛес» обратилось в департамент с заявлением от 07.03.2018 № 2 об оказании государственной услуги по выдаче разрешения СИТЕС на экспорт образцов (лесоматериалов) ясеня маньчжурского общим объемом 1133,0 куб.м для поставки Суйфэньхэской торгово-экономической копании (Китай).

В комплекте документов, приложенных к заявлению
общества, имелся договор аренды лесного участка с условным номером 08:228:12:0357 для заготовки древесины от 25.12.2008 № 0357/2008, заключенный между закрытым акционерным обществом «Реликт» (далее – ЗАО «Реликт») и Правительством Хабаровского края, договоры купли-продажи, товарные накладные, счета-фактуры, дополнительные приложения к лесной декларации от 12.12.2014, копию лесной декларации от 19.12.2016 № 1, контракты с импортерами.

 Заготовка древесины ясеня маньчжурского, предполагаемой к экспорту, согласно заявлению общества, производилась на данном лесном участке. Однако приложения к договору аренды лесного участка, содержащие его характеристику и состав произрастающих древесных пород,  свидетельствовали об отсутствии среди них ясеня маньчжурского.

Ввиду данного обстоятельства департамент пришел к выводу, что имеется основание для отказа обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, предусмотренное подпунктом «в» пункта 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, заключенной в Вашингтоне 3 марта 1973 г., утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 297 (далее – Административный регламент).

Решениями от 20.03.2018 № 04-24/1478 и от 11.04.2018 № 04-12/2014 департамент отказал в выдаче разрешений (сертификатов) СИТЕС на экспорт образцов (лесоматериалов) ясеня маньчжурского.

Не согласившись с отказом в предоставлении государственной услуги, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2019, требования общества удовлетворены.

Признавая отказ департамента не соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались положениями Конвенции
от 03.03.1973 о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящими под угрозой исчезновения, Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации
от 04.05.2008 № 337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры», Административным регламентом.

Суды исходили из того, что в пакете документов, представленном
ООО «РусЛес» с заявлением о выдаче разрешения, также имелись копии лесных деклараций от 12.12.2014 (в редакции дополнительного приложения),
от 19.12.2016 № 1, оформленных заготовителем, в которых среди прочих древесных пород отражена заготовка ясеня маньчжурского. Противоречие в сведениях, отраженных в договоре аренды от 25.12.2008 № 0357/2008 и в лесных декларациях, не служит доказательством недостоверности представленных обществом документов, поскольку при составлении указанных документов используются различные методики обследования лесного участка и произрастающей на нем древесины. При этом лесная декларация согласно установленным требованиям должна соответствовать проекту освоения лесов и подлежит проверке на такое соответствие в специальной административной процедуре. Лесные декларации от 12.12.2014 (в редакции дополнительного приложения) и от 19.12.2016 № 1 были проверены и приняты уполномоченным органом – Управлением лесами Правительства Хабаровского края.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 03.03.1973) (далее – Конвенция) Российская Федерация приняла на себя обязательства по установлению особого режима вывоза со своей территории видов дикой фауны и флоры, а также их частей или дериватов, находящихся под угрозой исчезновения.

В указанный перечень как вид дикой флоры, находящейся под угрозой исчезновения, секретариатом СИТЕС 26.07.2014 официально включены дуб монгольский и ясень маньчжурский (Приложение III СИТЕС).

В соответствии с пунктом 2 статьи V Конвенции для экспорта всякого образца видов, указанных в приложении III, из любого государства, включившего этот вид в приложение III, будет требоваться предварительное получение и предоставление разрешения на экспорт. Разрешение на экспорт будет выдаваться только при наличии выполнения условия о том,
что административные органы экспортирующего государства получат удовлетворительные доказательства того, что данный образец не был добыт
в нарушение законов этого государства, относящихся к защите фауны и флоры.

Во исполнение положений Конвенции Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.05.2008 № 337 «О мерах
по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры», согласно которому вывоз с территории Российской Федерации видов дикой фауны и флоры допускается при наличии разрешения (сертификата) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (подпункт «а» пункта 2).

В соответствии с пунктом 4.40 Типового положения о департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов
и экологии Российской Федерации от 28.03.2016 № 98, Департамент осуществляет полномочия по выдаче разрешений на вывоз с территории Российской Федерации дуба монгольского и ясеня маньчжурского, их частей
и дериватов, подпадающих под действие Конвенции.

Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что заявление на экспорт образцов (лесоматериалов) дуба монгольского и (или) ясеня маньчжурского, включенных в Приложение III СИТЕС, для оформления разрешения СИТЕС подается в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.

Как следует из пункта 13.1 Административного регламента для получения разрешения на экспорт – вывоз из Российской Федерации образцов, включенных в приложения I, II, III СИТЕС, заявитель представляет заявление
о выдаче разрешения СИТЕС по форме согласно Приложению 1
и соответствующие документы, в том числе для получения разрешения
на экспорт лесоматериалов дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны корейской в качестве документов, подтверждающих законность заготовки и владения, заявитель представляет:
копию договора(-ов) купли-продажи древесины из дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны корейской;копию договора аренды лесного участка и копию лесной декларации, или копию документа о праве постоянного (бессрочного) пользования лесным участком и копию лесной декларации, или копию государственного задания на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и копию договора купли-продажи лесных насаждений, или копию контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, включающего условие о купле-продаже лесных насаждений       (подпункт «в»).

Таким образом, древесина ясеня маньчжурского, как и изделия из нее, могут быть экспортированы только после представления в Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу документального подтверждения легальности ее происхождения, что дает возможность пресечения оборота незаконно заготовленной древесины до момента ее вывоза за пределы Российской Федерации.

В соответствии со статьями 29, 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное
не установлено данным Кодексом. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной
или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса, в том числе для заготовки древесины.

Из пункта 4 представленного обществом как в департамент
для получения разрешения СИТЕС, так и в материалы дела договора
аренды от 25.12.2008 № 0357/2008, заключенного Правительством Хабаровского края (арендодателем) и закрытым акционерным обществом «Реликт» (арендатором), и приложения к договору № 3 следует, что арендатору передается лесной участок для заготовки хвойной и твердолиственной древесины, в том числе путем сплошных и выборочных рубок. Указан  среднегодовой объем использования лесов 8 000 куб.м при проведении сплошных рубок 3 200 куб.м и выборочных – 4 800 куб м..

Кроме того, приложения № 2 «Характеристика лесного участка и его насаждений» и № 5 «Акт приема передачи лесного участка в аренду»
к договору не содержат сведений о произрастании на арендуемом лесном участке заявленного к вывозу ясеня маньчжурского.

В приложении № 2 к спорному договору аренды в разделе средних таксационных показателей насаждений лесного участка указан состав насаждений в виде формулы 4Бж2Е2П2Лп, свидетельствующей о входящих в природный состав данного лесного участка таких пород, как береза желтая, ель, пихта и липа.

На дату заключения спорного договора проведение таксации лесов было урегулировано Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 № 31 (далее – Лесоустроительная инструкция), в соответствии с пунктом 98 которой породный состав простого лесного насаждения или яруса в сложном лесном насаждении устанавливается по процентному соотношению запасов древесины составляющих древесных пород и записывается в виде формулы, в которой приводятся сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел), каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной породы в общем запасе древесины лесного насаждения; древесные породы, запас древесины которых составляет до 5 процентов от общего запаса древесины лесного насаждения (яруса), записываются в формулу состава
со знаком «+»; в молодняках, имеющих возраст до 10 лет, состав лесного насаждения определяется по количеству стволов деревьев составляющих древесных пород. Если в пологе молодняка имеются подлесочные породы (кустарники), они в формулу состава не вводятся, но учитываются
при определении полноты.

Аналогичные положения установлены пунктом 110 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 № 516, пунктом 78 Лесоустроительной инструкции, утвержденной  приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122.

Таким образом, исходя из положений Лесоустроительной инструкции,
в формулу не вводятся только подлесочные породы (кустарники), поэтому
в случае нахождения в составе арендуемого лесного участка таких пород,
как дуб монгольский и ясень маньчжурский, данные породы должны быть внесены в указанную формулу.

Суды также полагали, что общество представило в департамент достоверные сведения о законности заготовки экспортируемой породы деревьев, поскольку ясень маньчжурский был указан арендатором в лесных декларациях от 12.12.2014 (в редакции дополнительного приложения) и от  19.12.2016 № 1. Противоречие сведений, указанных в договоре аренды и лесных декларациях, по мнению судов, не является доказательством недостоверности представленных сведений.

Между тем  в соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Таким образом, в лесной декларации содержится намерение стороны, декларация должна соответствовать проекту освоения лесов и договору аренды и не должна изменять их.

На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – приказ Рослесхоза
№ 69), действовавшим на дату представления обществом «Реликт» деклараций), утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 3 данного приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных
с созданием лесной инфраструктуры.

Из приложения № 28 к приказу Рослесхоза № 69 следует, что в проекте освоения лесов указывается ежегодный объем заготовки древесины в тысячах кубических метров, в том числе показатели для эксплуатационных лесов отдельно в хвойном, твердолиственном и мягколиственном хозяйствах
с обозначением показателей для рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса проект освоения лесов составляют арендаторы.

Согласно проекту освоения лесов, утвержденному приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.09.2009 № 373п. на лесном участке, арендованном обществом «Реликт», разрешена заготовка древесины березы желтой, ели, пихты, липы, что соответствует условиям договора аренды.

В деле имеется также проект освоения лесов, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 05.08.2014 № 6431.     В данном проекте в таксационной характеристике лесных насаждений, на лесном участке, переданном в аренду обществу «Реликт», указан также ясень. Однако в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, ясень отсутствует.

Из дополнительного приложения к лесной декларации от 12.12.2014 и из лесной декларации от 19.12.2016 № 1 следует, что общество «Реликт» (правопреемник – общество с ограниченной ответственностью «Северный Отрог») по спорному договору аренды намерено использовать лесной участок для заготовки древесины дуба 3 885 куб. м и ясеня – 4 136 куб.м.

Судебная коллегия отклоняет довод судов о том, что законность заготовки ясеня маньчжурского подтверждена лесными декларациями, которые  были проверены уполномоченным органом – Управлением лесами Правительства Хабаровского края.

Вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию ясеня маньчжурского подпадает под действие Конвенции, выдача разрешения на экспорт древесины ясеня маньчжурского осуществляется исключительно департаментом. Поэтому оценка законности заготовки древесины ясеня маньчжурского, вывозимого из Российской Федерации, дается департаментом, а не Управлением лесами.

 Судебная коллегия полагает, что департамент, отказывая в выдаче разрешения СИТЕС, сделал обоснованный вывод о наличии в представленных заявителем документах недостоверных сведений, не подтверждающих законность заготовки лесоматериалов и пиломатериалов вывозимого на экспорт ясеня маньчжурского и владения ими, что, в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Административного регламента, является основанием для отказа
в предоставлении государственной услуги для получения разрешения
на экспорт.

Оспариваемый отказ департамента является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

У судов отсутствовали основания для удовлетворения требований общества и признании незаконным отказа департамента в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на вывоз из Российской Федерации образцов (лесоматериала) ясеня маньчжурского, подпадающих под действие Конвенции.

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Поскольку судами были правильно установлены фактические обстоятельства дела, однако допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, Судебная коллегия полагает возможным отменить принятые по делу судебные акты и, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об отказе обществу в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.07.2018 по делу № А73-7429/2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16.01.2019 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «РусЛес» отказать.

Председательствующий судья                                                М.В. Пронина

Судья                                                                                       А.Г. Першутов

       Судья                                                                                            Д.В. Тютин