ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 303-ЭС23-8367
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 04.08.2023
Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу № А51-18474/2020 Арбитражного суда Приморского края,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском краевому государственному унитарному предприятию «Приморский Водоканал» (далее – предприятие) о понуждении заключить договор транспортировки холодной воды № 04-04-25-12-001 от 14.08.2020 сроком действия с 01.07.2020, договор транспортировки сточных вод № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком действия с 01.07.2020, в предложенной редакции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Агентство по тарифам Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.08.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022, иск удовлетворен в части, суд обязал предприятие заключить с учреждением договор транспортировки холодной воды № 04-04-25-12-001 от 14.08.2020 сроком действия с момента вступления
решения в законную силу в редакции, предложенной истцом, и договор транспортировки сточных вод № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком действия с момента вступления решения в законную силу в редакции, предложенной истцом.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023 решение от 10.08.2022 и постановление от 18.10.2022 отменены, в удовлетворении иска отказано.
Учреждение 10.04.2023 обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 14.02.2023, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, рассмотреть спор в отсутствие представителя учреждения.
Для проверки доводов кассационной жалобы и решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебных актов дело 05.06.2023 истребовано судьей Верховного Суда Российской Федерации из Арбитражного суда Приморского края.
Изучив материалы истребованного дела, судья приходит к выводу о наличии оснований для передачи кассационной жалобы учреждения вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением Администрации г. Владивостока от 24.01.2014 № 149 и постановлением Администрации Артемовского городского округа от 19.11.2013 № 3074-па предприятию присвоен статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Владивостокского и Артемовского городского округа.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 учреждение определено исполнителем услуг по эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168 прекращено право оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – теруправление) на недвижимое
имущество, расположенное на территории Приморского края, с закреплением этого имущества за учреждением.
Наружные сети водоснабжения и наружные сети канализации, расположенные в г. Артем Приморского края на территории военного городка № 40 переданы теруправлением учреждению на основании передаточного акта от 10.10.2017 № 141/6/01/17.
Учреждение 28.05.2020 обратилось к предприятию с заявкой на заключение договора транспортировки холодной воды и договор транспортировки сточных вод (далее – договоры по транспортировке холодной воды и сточных вод) сроком действия с 01.07.2020 по 31.12.2020, № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком действия с 01.07.2020, в предложенной редакции.
На запросы предприятия от 03.06.2020 и от 17.07.2020 о предоставлении предусмотренных подпунктом «б» пункта 55 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, копий правоустанавливающих документов на водопроводные и (или) канализационные сети, включая полученную не ранее чем за 1 месяц до даты поступления запроса выписку из Единого государственного реестра недвижимости, учреждением были направлены копии вышеназванных приказа Минобороны России и передаточного акта.
Ссылаясь на непредставление учреждением правоустанавливающих документов на водопроводные и (или) канализационные сети, а также на отсутствие абонентов предприятия, подключенных к сетям учреждения, предприятие 15.09.2020 сообщило учреждению об отказе от заключения договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод.
Полагая отказ предприятия незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 8, 307, 420, 421, 421, 425, 426, 432, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 11, 12, 16, 17 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), пунктами 1, 2, 45, 46, 48, 51, 52 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила водоснабжения), и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что учреждение, эксплуатирующее водопроводные и канализационные сети на территории военных городков, является транзитной организацией, а заключение договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод для предприятия как гарантирующей организации является обязательным.
Суды отклонили довод предприятия о непредставлении истцом правоустанавливающих документов на водопроводные и канализационные сети, указав, что учреждением в материалы дела представлены приказ от 13.04.2017 № 1168, передаточный акт от 10.10.2017 № 141/6/01/17, акт приема-
передачи недвижимого имущества объектов водопроводно-канализационного хозяйства № 6, генеральный плана земельного участка военного городка № 40 г. Артема и паспорт военного городка № 40 г. Артема, подтверждающие закрепление за учреждением на праве оперативного управления объектов ВКХ Минобороны России, расположенных на территории Приморского края, и предприятием в установленном порядке не опровергнутые.
Суды также учли, что Агентством по тарифам Приморского края отказано в установлении для учреждения тарифов на транспортировку воды и сточных вод, поскольку в силу подпункта «м» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов регулируемая организация обязана приложить перечень договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод. При этом, отклоняя возражения предприятия, суды указали, что требование об установлении тарифа не является существенным условием договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод, так что отсутствие у учреждения соответствующего тарифа на момент обращения к предприятию с заявкой на заключение названных договоров не могло служить основанием для отказа гарантирующей организации от их заключения.
Отменяя решение и постановление, суд округа руководствовался статьями 2, 11, 12, 16, 17, 31 Закона о водоснабжении, пунктами 45, 46, 47, 51 Правил водоснабжения, Типовым договора по транспортировке холодной воды (пункт 8), Типовым договором по транспортировке сточных вод (пункт 6), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645, и указал на то, что до установления тарифов на транспортировку воды и сточных вод собственники и иные законные владельцы водопроводных и канализационных сетей не вправе требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей, а также на то, что в соответствии с пунктом 2 постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» транзитными организациями на момент обращения учреждения с иском и вплоть до 31.08.2022 признавались только те собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной воды, сточных вод.
При этом суд округа уклонился от оценки иных доводов кассационной жалобы предприятия, в т.ч. о непредставлении учреждением правоустанавливающих документов на водопроводные и канализационные сети, а также о том, что некоторые потребители, указанные учреждением в приложениях к проектам спорных договоров, не относятся к абонентам предприятия, указав, что они не способны изменить правовой подход суда округа.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на статьи 2, 12, 16 и 17 Закона о водоснабжении считает, что заключение договоров по
транспортировке воды и сточных вод с истцом, как организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, является для предприятия обязательным. Полагает неуместными возражения ответчика об отсутствии у истца установленных тарифов на оказание услуг по транспортировке холодной воды, сточных вод, поскольку причиной неутверждения регулирующим органом этих тарифов является именно отсутствие заключенных истцом договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод, что подтверждается Агентством по тарифам Приморского края, являющимся третьим лицом по настоящему спору.
Указанные доводы о существенном нарушении судами нижестоящих инстанций норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба учреждения с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации с делом № А51-18474/2020 Арбитражного суда Приморского края передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 25 сентября 2023 года на 10 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации О.Ю. Шилохвост