ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 303-ЭС23-8367 от 04.08.2023 Верховного Суда РФ



ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 303-ЭС23-8367

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 04.08.2023 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Шилохвост О.Ю., изучив  по материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального  государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на  постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023 по  делу № А51-18474/2020 Арбитражного суда Приморского края, 

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской  Федерации (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском  краевому государственному унитарному предприятию «Приморский  Водоканал» (далее – предприятие) о понуждении заключить договор  транспортировки холодной воды № 04-04-25-12-001 от 14.08.2020 сроком  действия с 01.07.2020, договор транспортировки сточных вод   № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком действия с 01.07.2020, в предложенной  редакции. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены  Министерство обороны Российской Федерации и Агентство по тарифам  Приморского края. 

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.08.2022,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного  апелляционного суда от 18.10.2022, иск удовлетворен в части, суд обязал  предприятие заключить с учреждением договор транспортировки холодной  воды № 04-04-25-12-001 от 14.08.2020 сроком действия с момента вступления 


решения в законную силу в редакции, предложенной истцом, и договор  транспортировки сточных вод № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком  действия с момента вступления решения в законную силу в редакции,  предложенной истцом. 

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 14.02.2023 решение от 10.08.2022 и постановление от 18.10.2022 отменены, в  удовлетворении иска отказано. 

Учреждение 10.04.2023 обратилось в Верховный Суд Российской  Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление  от 14.02.2023, ссылаясь на существенные нарушения судами норм  материального права, повлиявшие на исход дела, рассмотреть спор в отсутствие  представителя учреждения. 

Для проверки доводов кассационной жалобы и решения вопроса о  наличии оснований для пересмотра судебных актов дело 05.06.2023  истребовано судьей Верховного Суда Российской Федерации из Арбитражного  суда Приморского края. 

Изучив материалы истребованного дела, судья приходит к выводу о  наличии оснований для передачи кассационной жалобы учреждения вместе с  делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного  Суда Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения  Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в  порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Как установлено судами и усматривается из материалов дела,  постановлением Администрации г. Владивостока от 24.01.2014 № 149 и  постановлением Администрации Артемовского городского округа  от 19.11.2013 № 3074-па предприятию присвоен статус гарантирующей  организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории  Владивостокского и Артемовского городского округа. 

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации  от 02.03.2017 № 155 учреждение определено исполнителем услуг по  эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры,  предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил  Российской Федерации. 

Приказом директора Департамента имущественных отношений  Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168  прекращено право оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное  территориальное управление имущественных отношений Министерства  обороны Российской Федерации (далее – теруправление) на недвижимое 


имущество, расположенное на территории Приморского края, с закреплением  этого имущества за учреждением. 

Наружные сети водоснабжения и наружные сети канализации,  расположенные в г. Артем Приморского края на территории военного городка   № 40 переданы теруправлением учреждению на основании передаточного акта  от 10.10.2017 № 141/6/01/17. 

Учреждение 28.05.2020 обратилось к предприятию с заявкой на  заключение договора транспортировки холодной воды и договор  транспортировки сточных вод (далее – договоры по транспортировке холодной  воды и сточных вод) сроком действия с 01.07.2020 по 31.12.2020,   № 04-04-25-12-002 от 14.08.2020 сроком действия с 01.07.2020, в предложенной  редакции. 

На запросы предприятия от 03.06.2020 и от 17.07.2020 о предоставлении  предусмотренных подпунктом «б» пункта 55 Правил холодного водоснабжения  и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 29.07.2013 № 644, копий правоустанавливающих документов на  водопроводные и (или) канализационные сети, включая полученную не ранее  чем за 1 месяц до даты поступления запроса выписку из Единого  государственного реестра недвижимости, учреждением были направлены  копии вышеназванных приказа Минобороны России и передаточного акта. 

Ссылаясь на непредставление учреждением правоустанавливающих  документов на водопроводные и (или) канализационные сети, а также на  отсутствие абонентов предприятия, подключенных к сетям учреждения,  предприятие 15.09.2020 сообщило учреждению об отказе от заключения  договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод. 

Полагая отказ предприятия незаконным, учреждение обратилось в  арбитражный суд с настоящим иском. 

Частично удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции  руководствовались статьями 8, 307, 420, 421, 421, 425, 426, 432, 445  Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 11, 12, 16, 17  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и  водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), пунктами 1, 2, 45, 46, 48, 51,  52 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644  (далее – Правила водоснабжения), и, исследовав и оценив представленные по  делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что учреждение,  эксплуатирующее водопроводные и канализационные сети на территории  военных городков, является транзитной организацией, а заключение договоров  по транспортировке холодной воды и сточных вод для предприятия как  гарантирующей организации является обязательным. 

Суды отклонили довод предприятия о непредставлении истцом  правоустанавливающих документов на водопроводные и канализационные  сети, указав, что учреждением в материалы дела представлены приказ от  13.04.2017 № 1168, передаточный акт от 10.10.2017 № 141/6/01/17, акт приема-


передачи недвижимого имущества объектов водопроводно-канализационного  хозяйства № 6, генеральный плана земельного участка военного городка № 40  г. Артема и паспорт военного городка № 40 г. Артема, подтверждающие  закрепление за учреждением на праве оперативного управления объектов ВКХ  Минобороны России, расположенных на территории Приморского края, и  предприятием в установленном порядке не опровергнутые. 

Суды также учли, что Агентством по тарифам Приморского края  отказано в установлении для учреждения тарифов на транспортировку воды и  сточных вод, поскольку в силу подпункта «м» пункта 17 Правил регулирования  тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных  постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к  заявлению об установлении тарифов регулируемая организация обязана  приложить перечень договоров по транспортировке холодной воды и сточных  вод. При этом, отклоняя возражения предприятия, суды указали, что  требование об установлении тарифа не является существенным условием  договоров по транспортировке холодной воды и сточных вод, так что  отсутствие у учреждения соответствующего тарифа на момент обращения к  предприятию с заявкой на заключение названных договоров не могло служить  основанием для отказа гарантирующей организации от их заключения. 

Отменяя решение и постановление, суд округа руководствовался  статьями 2, 11, 12, 16, 17, 31 Закона о водоснабжении, пунктами 45, 46, 47, 51  Правил водоснабжения, Типовым договора по транспортировке холодной воды  (пункт 8), Типовым договором по транспортировке сточных вод (пункт 6),  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от  29.07.2013 № 645, и указал на то, что до установления тарифов на  транспортировку воды и сточных вод собственники и иные законные  владельцы водопроводных и канализационных сетей не вправе требовать  возмещения затрат на эксплуатацию этих сетей, а также на то, что в  соответствии с пунктом 2 постановление Правительства Российской Федерации  от 23.11.2021 № 2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства  Российской Федерации» транзитными организациями на момент обращения  учреждения с иском и вплоть до 31.08.2022 признавались только те  собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или)  канализационных сетей, в отношении которых в установленном порядке  утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной воды,  сточных вод. 

При этом суд округа уклонился от оценки иных доводов кассационной  жалобы предприятия, в т.ч. о непредставлении учреждением  правоустанавливающих документов на водопроводные и канализационные  сети, а также о том, что некоторые потребители, указанные учреждением в  приложениях к проектам спорных договоров, не относятся к абонентам  предприятия, указав, что они не способны изменить правовой подход суда  округа. 

В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на статьи 2, 12, 16 и 17  Закона о водоснабжении считает, что заключение договоров по 


транспортировке воды и сточных вод с истцом, как организацией,  осуществляющей эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей,  является для предприятия обязательным. Полагает неуместными возражения  ответчика об отсутствии у истца установленных тарифов на оказание услуг по  транспортировке холодной воды, сточных вод, поскольку причиной  неутверждения регулирующим органом этих тарифов является именно  отсутствие заключенных истцом договоров по транспортировке холодной воды  и сточных вод, что подтверждается Агентством по тарифам Приморского края,  являющимся третьим лицом по настоящему спору. 

Указанные доводы о существенном нарушении судами нижестоящих  инстанций норм материального права заслуживают внимания, в связи с чем  кассационная жалоба учреждения с делом подлежат передаче для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу федерального государственного бюджетного  учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства  обороны Российской Федерации с делом № А51-18474/2020 Арбитражного  суда Приморского края передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационной жалобы федерального  государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации на 25 сентября 2023 года на 10 часов 00 минут в  помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048  (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации О.Ю. Шилохвост