ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 303-КГ16-5667 от 10.06.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ16-5667

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

10 июня 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Владивосток)на решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2015по делу № А51-10472/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2016 по тому же делу,

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Госморнадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – антимонопольный орган) от 06.05.2015 по делу № 54/08-2015.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» (далее – общество).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 26.02.2016 указанные судебные акты оставил без изменения.  

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты по делу в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на существенные нарушения норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.

Как установлено судами, обществу «Азиатско-Тихоокеанская Танкерная Компания» на праве собственности принадлежит судно «Николай Кудаковский», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от 29.08.2014 серия МС-IV № 001418.

Общество 08.12.2014 подало в Госморнадзор заявление (с приложением пакета документов, согласно описи) о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Согласно пункту 16 описи в перечень документов, предоставленных на рассмотрение Госморнадзору, входила копия плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН).

Госморнадзор уведомлением от 10.12.2014 сообщил обществу о необходимости устранить выявленное замечание, а именно, представить недостающий документ – план ЛАРН с приложением сведений о его государственной экологической экспертизе.

Письмом от 16.12.2014 Госморнадзор повторно уведомил общество о необходимости устранить выявленное нарушение и предоставить копию плана ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе.

Уведомлением от 26.01.2015 Госкомнадзор в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), возвратил заявление о предоставлении лицензии в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 7 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.03.2012 № 193 (далее – Положение о лицензировании), а именно: копии плана ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе.

Согласно подпункту «з» пункта 7 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 и подпунктах 1, 3 и 4 пункта 3 статьи 13 Федерального закона о лицензировании, а также копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

Общество 16.04.2015 повторно направило Госкомнадзору заявление о выдаче лицензии, с приложением документов согласно описи; в соответствии с пунктом 17 описи в перечень документов, предоставленных на рассмотрение заявителю, входил план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН).

Уведомлением от 16.04.2015 Госкомнадзор сообщил о необходимости устранить выявленное замечание, а именно: предоставить план ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе, поскольку представленный заинтересованным лицом план ЛАРН не может быть принят к рассмотрению в связи с отсутствием положительного заключения экспертизы.

Полагая действия Госморнадзора незаконными, общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Управления. Приказом антимонопольного органа от 21.04.2015 № 116 по жалобе общества возбуждено дело № 54/08-2015 о нарушении Управлением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Антимонопольным органом 06.05.2015 принято оспариваемое по настоящему делу решение, согласно которому Госморнадзор признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку без правовых оснований установил в уведомлениях от 10.12.2014 № 2713,
от 16.12.2014 № 2762, от 16.04.2015 № 805 требования о необходимости предоставления копии плана ЛАРН с приложением сведений о государственной экологической экспертизе, а также в связи с тем, что возвратил заявления и документы, оформленные уведомлением от 26.01.2015 № 131, по основанию непредставления копии плана ЛАРН с приложением сведений о прохождении государственной экологической экспертизы. Антимонопольный орган посчитал, что такие действия заявителя создают необоснованное препятствование в осуществлении третьим лицом деятельности на соответствующем товарном рынке путем установления Управлением не предусмотренных законодательством требований.

На основании решения выдано предписание от 06.05.2015, в соответствии с которым Госморнадзору необходимо прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в срок до 05.06.2015 рассмотреть вопрос о выдаче обществу лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Законом
№ 99-ФЗ, Положением о лицензировании, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 160, суды пришли к выводу о том, что требование Госморнадзора об обязательном прохождении государственной экологической экспертизы плана ЛАРН при намерении получить лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности неправомерно.

Учитывая положения Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе», Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федерального закона
от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», суды пришли к выводу о том, что план ЛАРН, предоставленный обществом в составе документов при подаче заявления на получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность, объектом государственной экологической экспертизы не является.

С учетом этого суды сделали вывод о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях Госморнадзора нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ссылка Госморнадзора на исправление антимонопольным органом определением от 01.09.2015 ошибки в части указания нормативного акта в оспариваемом предписании, рассмотрена судом округа и отклонена как не влияющая на выводы суда.

Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать Дальневосточному управлению государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                        Е.Н. Зарубина