ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 304-ЭС20-1283 от 20.03.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-1283

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

20 марта 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Триград» (г. Томск) на решение Арбитражного суда Томской области от 22.04.2019, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2019 по делу № А67-6955/2018,

            у с т а н о в и л:  

Общество с ограниченной ответственностью «Триград» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к администрации города Томска (далее - Администрация), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска (далее - Департамент), мэру города Томска (далее – Мэр), председателю Комиссии по землепользованию и застройки (далее – председатель комиссии) со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ):

- признать незаконным бездействие заинтересованных лиц, возникшее с 08.10.2017, в отношении территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1, и выразившееся в непринятии Мэром решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», не направлении Мэром заявителю решения о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Томск, не опубликовании Мэром сообщения о подготовке проекта решения Думы города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» и невыполнении иных предусмотренных законодательством действий (непринятии решений) в установленном порядке, необходимых для подготовки проекта решения Думы города Томска о внесении изменений в решение Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» об установлении в отношении всей территории указанного участка функциональной зоны, а также территориальной зоны и не направлении указанного проекта решения в Думу города Томска;

- обязать Мэра, Администрацию, Департамент, председателя комиссии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, начиная с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему спору, посредством установления заинтересованным лицам обязанности рассмотреть заявление Общества от 02.06.2017 в установленном законом порядке и обеспечить совершение соответчиками следующих действий:

1) направление Департаментом в течение 3-х рабочих дней Мэру подготовленного проекта решения о подготовке проекта решения Думы города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» с указанием этапов градостроительного зонирования применительно к территории земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1,  порядка и сроков проведения работ по подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», иных положений, касающихся организации указанных работ;

2) принятие Мэром в течение 30 дней с момента направления проекта решения Думы города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» решения о подготовке проекта решения Думы Города Томска о внесении изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

3) утверждение Мэром в соответствии с частью 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки одновременного с принятием решения о подготовке изменений в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

4) направление Мэром города Томска в соответствии с частью 5 статьи 33 ГрК РФ в течение 30 дней с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по землепользованию и застройке, Обществу подготовленного решения о подготовке проекта о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

5) опубликование Мэром в соответствии с частью 7 статьи 33 ГрК РФ не позднее чем по истечении 10 дней с даты принятия решения Мэром сообщения о подготовке проекта решения Думы города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет»;

6) подготовку Администрацией в целях исполнения части 9 статьи 31       ГрК РФ в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о подготовке проекта решения Думы города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проекта решения Думы города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

7) осуществление Администрацией  в соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ течение 30 дней с момента подготовки проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» проверки указанного проекта на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

8) направление Департаментом в соответствии с частью 11 статьи 31            ГрК РФ в течение 10 дней с момента завершения проверки указанного проекта на соответствие установленным требованиям мэру города Томска проекта решения Думы города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» на публичные слушания (общественные обсуждения);

9) обеспечение Департаментом в соответствии с частью 15 статьи 31              ГрК РФ в течение 5 дней после проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

10) направление Департаментом в соответствии с частью 15 статьи 31 ГрК РФ в течение 5 дней после внесения изменений в проект решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» по результатам проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) Мэру указанного проекта;

11) рассмотрение Мэром в соответствии с частью 16 статьи 31 ГрК РФ после представления ему окончательной редакции проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск»;

12) принятие Мэром в соответствии с частью 16 статьи 31 ГрК РФ в течение 10 дней после представления ему проекта решения Думы Города Томска о внесении изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и за стройки муниципального образования «Город Томск» в окончательной редакции решения о направлении указанного проекта в Думу Города Томска для рассмотрения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Томской области.

Арбитражный суд Томской области решением от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2019, отказал в удовлетворении требований Общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Общества на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71                     АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствовались статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 5, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 1, статьями 31, 32, 33, 36, 37 ГрК РФ, и исходили из того, что заинтересованные лица, действуя в пределах предоставленных им полномочий, в целях решения вопроса о подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», осуществляли необходимые мероприятия, что свидетельствует об отсутствии оспариваемого бездействия на момент обращения Общества в суд с настоящими требованиями.

Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.

Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Триград» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                             И.Л. Грачева