ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 304-ЭС20-5918 от 25.05.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-5918

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

25.05.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу администрации Николаевского сельского поселения на решение Арбитражного суда Омской области от 08.07.2019, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2020 по делу
№ А46-1747/2019

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, территориальное управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Николаевскому сельскому поселению Черлакского муниципального района Омской области в лице Администрации (далее - администрация, поселение, ответчик) об обязании подготовить пакет документов и передать земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 в федеральную собственность.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Омский" (далее - ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Омский"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  по смыслу статей 17-19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности на землю того или иного публично -правового образования  является разграничение государственной собственности на землю.

Одним из критерием разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является  предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным  федеральными органами государственной власти (абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона №137-ФЗ).

Согласно выводам судов, основанием для передачи в государственную собственность спорного земельного участка является нахождение спорного земельного участка  на праве постоянного бессрочного пользования  у федерального бюджетного учреждения !Центр реабилитации Фонда социального  страхования Российской Федерации»Омский»,который предоставлен ему на основании распоряжения  Администрации Николаевского сельского поселения от 22.05.2017 №24-р.Данное распоряжение издано в соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Спорный земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 был образован  в результате разделения находившегося в собственности Николаевского сельского  поселения Черлакского муниципального района Омской  области земельного участка с кадастровым номером 55:31:071404:78 Спорный земельный участок  с кадастровым номером  55:31:071404:107 был предоставлен на праве постоянного(бессрочного) пользования Федеральному бюджетному учреждению»Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Омский» именно как участок, находящийся в муниципальной собственности  Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района  Омской области.

Доказательств  нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером 55:31:071404:107 в государственной собственности в материалы дела представлено не было, как и не было представлено доказательств того, что до предоставления  спорного земельного участка  на праве постоянного  пользования, собственность на него разграничена не была.

Предоставление  спорного земельного участка на праве  постоянного  бессрочного пользования Федеральному бюджетному учреждению «Центр реабилитации  Фонда социального страхования Российской Федерации «Омский» и последующая регистрация  права постоянного бессрочного пользования  на спорный земельный участок не может трактоваться как основание  для разграничения и установления  права государственной собственности  на земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107.

Оснований для разграничения  права собственности на спорный земельный участок  и признании права собственности за Российской Федерации на спорный земельный участок не имеется, по мнению заявителя.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 площадью 32 829 кв. м, местоположение которого: Омская область, Черлакский район, Николаевское сельское поселение, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Николаевское сельское поселение Черлакского муниципального района.

По распоряжению администрации от 22.05.2017 N 24-р земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 общей площадью 32 829 +/- 1 585 кв. м предоставлен ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Омский" на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения технических средств для добычи лечебной грязи на озере Ульжай.

Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 06.06.2017. Земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107, общей площадью 32 829+/- 1 585 кв. м, кадастровой стоимостью 44 975,73 руб. поставлен на баланс ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Омский".

Полагая, что указанный земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, ТУ Росимущества в Омской области 29.01.2018 (исх. N ТУ-05/538) предложило муниципальному образованию Николаевское сельское поселение Черлакского муниципального района передать вышеуказанный земельный участок из муниципальной собственности в федеральную, направив в территориальное управление пакет документов, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374).

Пакет документов в ТУ Росимущества в Омской области от Николаевского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области не поступил, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с  настоящим иском.

Суды первой и апелляционной  инстанции, руководствуясь статьями 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), правовой позицией, сформированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, пришли к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 55:31:071404:107 площадью 32 829 кв. м в соответствии с Постановлением N 374 подлежит передаче из муниципальной собственности в федеральную.

Суд кассационной инстанции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ  разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

По смыслу статей 17 - 19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.07.2006 было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии с перечисленными в указанной норме критериями.

К федеральной собственности относятся (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ):

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.

Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).

Согласно статье 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).

Учитывая, что  спорный  земельный участок  предоставлен  ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Омский" на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения технических средств для добычи лечебной грязи на озере Ульжай, суды удовлетворили заявленные требования.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы администрации Николаевского сельского поселения для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова