ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 304-КГ15-8954
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва
17.08.2015
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (г. Ханты-Мансийск) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.11.2014 по делу № А75-8994/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2015 по тому же делу
по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» (г. Ханты-Мансийск, далее – учреждение) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – фонд) об отмене указанного в пункте 3.2.1 акта комплексной проверки от 28.07.2014 № 24-ХМ штрафа в размере 85 088 рублей 76 копеек и требования о перечислении средств обязательного медицинского страхования в сумме 170 186 рублей 73 копеек, использованных не по целевому назначению,
по встречному заявлению фонда к учреждению о возврате в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в сумме 170 186 рублей 73 копеек, использованных не по целевому назначению, взыскании штрафа в размере 85 088 рублей 76 копеек за счет средств, полученных из иных источников финансирования учреждения, и пеней в сумме 889 рублей 23 копеек на невозвращенную часть денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению,
установила:
решением суда первой инстанции от 11.09.2014 заявление учреждения удовлетворено частично. Требования фонда, изложенные в акте от 28.07.2014 № 24-ХМ, о перечислении денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 130 759 рублей 03 копеек, пеней, начисленных на указанную сумму, а также штрафа в размере, превышающем 8 508 рублей 87 копеек, признаны незаконными. Встречное заявление фонда удовлетворено частично. На учреждение возложена обязанность возвратить в бюджет фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 39 427 рублей 70 копеек за счет средств, полученных из иных источников финансирования учреждения, взысканы соответствующие суммы пеней и штрафные санкции в сумме 8 508 рублей 87 копеек.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.05.2015 названные судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе фонд ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судами было установлено, что использование учреждением денежных средств ОМС в размере 850 088 рублей 76 копеек не по целевому назначению было допущено в связи с обстоятельствами крайней необходимости, возникшими по причине невозможности получения бюджетных ассигнований на оплату деятельности коронерской бригады, финансируемой из местного бюджета.
Впоследствии, использованные не по целевому назначению денежные средства ОМС в размере 679 700 рублей были восстановлены учреждением до проведения фондом проверки путем расходования денежных средств, полученных из местного бюджета, на цели, связанные с оказанием услуг по муниципальному заданию «скорая медицинская помощь», финансируемому за счет средств ОМС.
Расходованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 130 759 рублей 03 копеек фактически учреждение восстановило в 2013 году путем включения сотрудников, финансируемых за счет средств ОМС, в перечень работников на выплату заработной платы за счет средств местного бюджета, выделенных учреждению органами местного самоуправления.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу фонда 39 427 рублей 70 копеек средств фонда ОМС, использованных не по целевому назначению.
Уменьшая сумму штрафных санкций, взысканных с учреждения, суды действовали в пределах своих полномочий и исходили из принципа справедливости и соразмерности установления правовой ответственности за совершенное правонарушение, а также фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела.
Доводы, изложенные фондом в кассационной жалобе, тождественны доводам, заявляемым в судах трех инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального права, при вынесении оспариваемых судебных актов, и не могут являться основанием для их отмены в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Т.В. Завьялова