ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 305-ЭС17-11673
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 6 сентября 2017 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Корнелюк Е.С., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – заявитель, общество «РЖД») на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2016 по делу № А40-149556/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2017 по тому же делу,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Первая грузовая компания» (далее – компания) обратилась в суд с иском к обществу «РЖД» о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 013 734 рубля 58 копеек, вызванного списанием денежных средств с единого лицевого счета, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 50 466 рублей 71 копейки, процентов, начисленных в порядке статьи 317.1 гражданского кодекса Российской Федерации, в размере 64 850 рублей 29 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 и Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2017, иск удовлетворён частично: c общества «РЖД» в пользу компании взыскано 1 013 734 рубля 58 копеек неосновательного обогащения, 50 466 рублей 71 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить названные судебные акты, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество «РЖД» полагает, что такого рода существенные нарушения норм материального права при рассмотрении настоящего дела были допущены арбитражными судами первой и апелляционной инстанции.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела, поступившего в Верховный Суд Российской Федерации 08.08.2017, суд приходит к выводу о наличии оснований для её передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между компанией и обществом «РЖД» заключён договор от 21.01.2015 № 948-жд, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных причитающихся перевозчику платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В период с сентября по декабрь 2015 года сторонами было заключен ряд договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом, в процессе исполнения которых 39 гружёных вагонов, отгруженных компанией по транспортным железнодорожным накладным и принятых к перевозке обществом «РЖД», были отцеплены на промежуточных железнодорожных станциях по причине технических неисправностей и направлены на ремонт. После завершения ремонтных работ по досылочным ведомостям вагоны направлены на станцию назначения.
В связи с фактическим увеличением расстояния перевозки спорных вагонов, за указанный период общество «РЖД» произвело добор железнодорожного тарифа путём списания с единого лицевого счета компании денежных средств на общую сумму 1 034 797 рублей 54 копейки.
Считая данные действия общества «РЖД» неправомерными, компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 784, 785, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», исходили из отсутствия доказательств согласования сторонами условия о взимании дополнительной платы в случае отцепки вагона в ремонт в пути следования и пришли к выводу о том, что нормы о доборе провозной платы не применяются в отношении гружёных вагонов.
Выражая несогласие с состоявшимися по настоящему делу судебными актами, заявитель, ссылаясь на положения статей 15, 30 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также пункт 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 29, указывает на законный характер совершенных им действий по списанию со счета грузоотправителя дополнительных денежных средств.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, поэтому настоящую жалобу с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
о п р е д е л и л:
кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 2 октября 2017 года на 11 часов 30 минут, в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.С. Корнелюк