ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-ЭС20-15891 от 19.01.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Дело № -ЭС20-15891

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть определения объявлена 19 января 2021.

Полный текст определения изготовлен   26 января 2021.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.Г., 

судей Грачевой И.Л., Маненкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А40-179436/2019
по кассационной жалобе акционерного общества «Международный морской перегрузочный терминал» на решение Арбитражного суда города Москвы
от 02.12.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03.03.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа
от 28.07.2020,

при участии посредством онлайн-связи представителя акционерного общества «Международный морской перегрузочный терминал»         Ходоковского Г.В. (доверенность от 18.02.2019), представителя Федерального агентства морского и речного транспорта Мальцева Г.С. (доверенность от 25.12.2020
№ АП-32/15696),

УСТАНОВИЛА:

акционерное общество «Международный морской перегрузочный терминал» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы
к Федеральному агентству морского и речного транспорта
(далее – Росморречфлот) с требованиями, с учетом уточнений в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным решения от 20.12.2018
№ КС-28/14250 об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, д. 1, площадью 8 399 кв. м с кадастровым номером 25:20:210103:1438, о возложении на Росморречфлот обязанности
предоставить Обществу в собственность за плату спорный земельный участок и заключить с ним договор купли-продажи.

Арбитражный суд города Москвы решением от 02.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2020, в удовлетворении требований отказал.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение.

Определением от 14.12.2020 судьи Верховного Суда Российской Федерации Поповой Г.Г. жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения
в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Общества доводы кассационной жалобы поддержал, уточнил просительную часть жалобы, просит судебные акты судов трех инстанций отменить, принять новое решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Росморречфлота в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу, просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации   Поповой Г.Г., выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что обжалованные судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов данного дела, установлено судами по настоящему делу, а также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020 по делу № А40-102696/20, администрация Хасанского муниципального района (далее – Администрация) и открытое акционерное общество «Славянский судоремонтный завод» (далее – Завод) 18.09.2008 заключили договор аренды № 272 земельного участка с кадастровым номером 25:20:210103:1000 площадью 18 971 кв. м на основании постановления Администрации от 11.09.2008 № 901 «О переоформлении ОАО «Славянский судоремонтный завод» права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды в пгт. Славянка» для размещения Славянского судоремонтного завода.

Впоследствии на основании постановления Администрации от 15.11.2011 № 1285 «О разделе земельного участка, предоставленного в аренду
ОАО «Славянский судоремонтный завод» данный земельный участок был разделен на два участка: площадью 8399 кв. м с кадастровым номером 25:20:210103:1438 и площадью 10 572 кв. м. кадастровым номером 25:20:210103:1439, что отражено сторонами договора в соглашении
от 15.12.2011.

Общество приобрело у Завода достроечный причал (типа Ларсен 5) длиной 230,94 м, шириной 20,0 м и причал для перегрузки тяжеловесных грузов длиной 34,00 м (лит. П), переход права собственности
на которые зарегистрирован в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним 02.06.2011.

Завод соглашением от 01.04.2012 уступил Обществу права и обязанности по договору аренды от 18.09.2008 № 272, действующему в редакции соглашения от 15.12.2011.

Срок аренды земельного участка определен договором от 18.09.2008       № 272 с 11.09.2008 по 11.09.2057.

В границах спорного земельного участка площадью 8399 кв. м
с кадастровым номером 25:20:210103:1438 располагаются принадлежащие Обществу на праве собственности сооружения: достроечный причал и причал для перегрузки тяжеловесных грузов.

Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 04.10.2017          № 217-и о предоставлении данного земельного участка в собственность без проведения торгов.

Рассмотрев данное обращение, Администрация письмом от 20.11.2017       № 6092 отказала Обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность.

Общество оспорило данный отказ в арбитражный суд.

Арбитражный суд Приморского края решением от 18.04.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2018 по делу № А 51-30732/2017, отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1438 входит в границы морского порта Посьет (Приморский край), которые установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 684-р, поэтому в силу Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон
№ 137-ФЗ) относится к федеральной собственности;  согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 (далее – Положение о Росморречфлоте), полномочиями по распоряжению федеральными земельными  участками, расположенными в границах порта, наделен Росморречфлот, а не Администрация.

Общество 15.11.2018 обратилось в Росморречфлот с заявлением
о предоставлении в собственность указанного земельного участка
без проведения торгов в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) как собственнику объектов недвижимости, используемых заявителем как оператором морского терминала для осуществления деятельности в морском порту.

Росморречфлот письмом от 20.12.2018  отказал в предоставлении в собственность Общества земельного участка, указав следующее: земельный участок расположен в границах морского порта Посьет и, в силу прямого указания закона, отнесен к собственности Российской Федерации, распоряжение этим участком осуществляет Росморречфлот; в соответствии с пунктом 1 статьи 3.3. Закона № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них, между тем право собственности Российской Федерации в отношении испрашиваемого участка в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Полагая, что данное решение незаконно и нарушает права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении иска, суды трех инстанций руководствовались  статьями 17, 87 ЗК РФ, абзацем первым пункта 1 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ, статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ), статьями 4, 5, 6, 32 Закона
№ 261-ФЗ, Положением о Росморречфлоте и исходили из того, что на день вынесения оспариваемого решения у Росморречфлота отсутствовали основания для распоряжения указанным земельным участком путем предоставления из федеральной собственности в собственность Обществу в отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот участок. Право федеральной собственности зарегистрировано только 20.08.2019.

Между тем суды трех инстанций не учли следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В пункте 2 статьи 16 ЗК РФ указано, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Пунктом 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ также установлено, что к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.

По смыслу положений пункта 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, в том числе занятые федеральным транспортом и другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Согласно статье 9 КТМ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Частью 1 статьи 5 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных данным Законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.

Решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории морского порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН (часть 2 статьи 5 Закона № 261-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 32 этого же Закона до установления границ территории морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы территории морского порта.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что морской порт является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, а территория морского порта, в силу закона, относится к федеральной собственности. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Росморречфлоте последний осуществляет  полномочия по распоряжению федеральными земельными  участками, расположенными в границах морских портов.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной
в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018
№ 307-КГ17-23029.

Арбитражными судами при рассмотрении настоящего дела, а также дел  № А51-30732/2017, № А40-102696/20 установлено, подтверждается представленным в дело заключением кадастрового инженера, что спорный земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости Общества находится в границах морского торгового порта Посьет.

Морской торговый порт Посьет организован в соответствии с приказом Министерства морского флота СССР от 18.01.1972 № 14. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 в 684-р установлены границы морского торгового порта Посьет (часть 2 статьи 5 Закона  № 261-ФЗ).

Распоряжением Росморречфлота от 19.09.2017 № НЖ-236-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Посьет в реестре морских портов Российской Федерации» (далее - распоряжение № НЖ-236-р) внесены изменения в сведения о морском порте Посьет, включенные в Реестр морских портов Российской Федерации распоряжением Росморречфлота от 27.11.2009 № АД-248-р, Общество включено в перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.

Пунктами 8.6.1, 8.6.4.3, 8.6.4.11 Приложения к Распоряжению Росморречфлота от 27.11.2009 № АД-248-р, в редакции распоряжения
№ НЖ-236-р, определено, что Общество оказывает в условиях круглосуточной навигации услуги согласно уставу организации, в том числе операции с генеральными и навалочными грузами, и в морской терминал включено два причала общей длиной причального фронта 265 м.

Общая протяженность причального фронта гидротехнических сооружений, принадлежащих Обществу, составляет 264,94 м (230,94 + 34).

Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:20:210103:1438 площадью 8399 кв. м поставлен на кадастровый учет и является объектом права аренды Общества в установленных границах с указанием местоположения
границ и площади. Данный земельный участок заявитель просит предоставить ему в частную собственность.

По общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ).

Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила -  перечень случаев  продажи земельных участков без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено исключительное право
на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.

Согласно положениям статьи 39.14 ЗК РФ действия
по реализации своих прав заинтересованным лицом совершаются путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления
о предоставлении земельного участка с последующим заключением договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком либо принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно,
в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению
о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 названного Кодекса, в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.16 ЗК РФ, согласно пункту 6 которой уполномоченный орган принимает решение
об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление
не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подпункта 7 пункта 5 названной статьи к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта.

Как следует из части 3 статьи 29 Закона № 261-ФЗ, объекты инфраструктуры морского порта, указанные в части 2 данной статьи, в том числе причалы, созданные или приобретенные за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, могут находиться в их собственности. Действие части 3 распространяется также на объекты инфраструктуры морского порта, находящиеся во владении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и созданные или приобретенные ими до дня вступления в силу данного Закона.

Частью 4 статьи 28 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что земельные участки в границах территории морского порта, занятые портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, могут находиться в их собственности (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций в силу части 2 статьи 28 данного Закона).

Согласно данной норме в частной собственности могут находиться земельные участки в границах территории морского порта, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

Поскольку, как установлено судами, у Общества в собственности имеются  сооружения, используемые для осуществления им как оператором морских терминалов деятельности в морском порту, является правильным, соответствующим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении  от 02.07.2013                         № 1039/13,  вывод судов о наличии у Общества права на приватизацию расположенного в границах порта Посьет спорного участка,  находящегося в силу закона в собственности Российской Федерации.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Отсутствие государственной регистрации возникшего в силу закона права федеральной собственности на земельный участок не может служить основанием для отказа в приватизации этого участка, занятого объектами недвижимости заявителя, поскольку такое основание не предусмотрено ни в Законе № 261-ФЗ, ни в статье 39.16 ЗК РФ. При этом Росморречфлот не привел иных оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении Обществу в собственность указанного земельного участка.

Регистрация права федеральной собственности на участки в морском порту зависит исключительно от Росморречфлота, а Общество не должно нести негативные последствия от того, что Росморречфлот не выполняет обязанности по регистрации права федеральной собственности.

При наличии у Росморречфлота всех необходимых полномочий по инициированию процедуры государственной регистрации права федеральной собственности на участок ссылка указанного лица на отсутствие  регистрации   как основание для отказа в приватизации является злоупотреблением правом со стороны Росморречфлота (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и нарушает исключительное право Общества на приобретение земельного участка в собственность.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что суды первой, апелляционной и кассационной инстанций допустили существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела
и без устранения которых невозможны защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

         В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оспариваемый отказ Росморречфлота не соответствует приведенным нормам земельного законодательства и Закона № 261-ФЗ, нарушает право Общества на выкуп земельного участка в собственность, поэтому подлежит признанию  незаконным с возложением на Росморречфлот обязанности предоставить Обществу указанный земельный участок в собственность за плату.

Руководствуясь статьями 167, 170, 291.11-291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.07.2020 по делу
№ А40-179436/2019 отменить.

Признать незаконным решение Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.12.2018 № КС-28/14250 об отказе в предоставлении акционерному обществу «Международный морской перегрузочный терминал» в собственность земельного участка площадью 8 399 кв. м с кадастровым номером 25:20:210103:1438, расположенного по адресу: Приморский край, Хасанский район, пгт. Славянка, ул. Весенняя, д. 1.

Обязать Федеральное агентство морского и речного транспорта предоставить акционерному обществу «Международный морской перегрузочный терминал» в собственность за плату указанный земельный участок.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации
в трехмесячный срок.

Председательствующий судья                                             Г. Г. Попова

Судья                                                                                    И.Л. Грачева

Судья                                                                                    А.Н. Маненков