ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-ЭС21-13732 от 06.10.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -ЭС21-13732

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

06.10.2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021, постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2021 по делу № А40‑86108/2020 по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (далее – университет) к Межрегиональному контрольно-ревизионному управлению Федерального казначейства (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2020 №93-14-05/2020-26 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021, заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Постановлением Арбитражного суда Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2021 названные судебные акты оставлены без изменения.

Административный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2021 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Федеральным казначейством в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2019 год проведено контрольное мероприятие в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) по проверке предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на проведение прикладных исследований и разработок в рамках федеральной целевой программы  «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы».

По результатам проверки в отношении университета составлен протокол от 24.01.2019 и вынесено оспариваемое постановление от 12.05.2020 № 93‑14‑05/2020-26.

Основанием для вынесения постановления от 12.05.2020 № 93‑14‑05/2020-26 послужили выводы административного органа о том, что университет, получатель субсидии, нарушил условия предоставления субсидии, т.е. совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии (19 961 515,01 рублей), что составляет 399 230,3 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, университет оспорил его в арбитражном суде.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060 «О проведении конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» утверждены Правила предоставления грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» (далее – Правила предоставления грантов в форме субсидий).

Согласно подпункту «б» пункта 7(1) указанных Правил победитель конкурса по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должен не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Предоставление субсидии осуществляется при условии предоставления победителем конкурса в течение трех рабочих дней с даты публикации протокола о победителях конкурсного отбора в установленном порядке справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Ответственность за достоверность предоставляемых  в Минобрнауки России документов несет победитель конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункта 7(2) Правила предоставления грантов в форме субсидий).

Частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Как установлено судами, по результатам конкурсного отбора организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы университет признан победителем (протокол заседания конкурсной комиссии от 11.05.2018).

Университет 14.05.2018 представил в Минобрнауки России справку, подтверждающую отсутствие на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и справку для заключения соглашения о предоставлении субсидии по результатам конкурса в целях реализации мероприятия 1.3 федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» проект № 14.578.21.0266, об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Между Минобрнауки России и университетом заключено соглашение от 26.11.2018 № 075-02-2018-210 о предоставлении университету из федерального бюджета в 2018-2020 годах гранта в форме субсидии на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы.

Признавая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, суды исходили из отсутствия в действиях университета состава вмененного правонарушения, признав недоказанным нарушение им условий предоставления субсидии, и установив отсутствие задолженности перед федеральным бюджетом на момент заключения соглашения. 

При этом суды исследовали представленные университетом документы и указали, что актом сверки взаимных расчетов за период январь 2019 года – май 2019 года между Минобрнауки России и университетом подтверждается, что по состоянию взаимных расчетов по данным учета задолженность, указанная в акте от 28.12.2017 № 5 о выполнении условий предоставления субсидий с дополнительными соглашениями (от 15.04.2016 № 4, от 01.04.2016 № 3, от 15.02.2016 № 2, от 30.06.2015 № 1) за отчетный период с 01.07.2016 по 31.12.2016 отсутствует, поскольку платежным поручением от 24.04.2019           № 3927 университет осуществил возврат неиспользованных средств субсидии в сумме 2 953 918 рублей.

По данным бюджетной отчетности, сформированной в подсистеме «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»), по состоянию на 01.10.2018 у Минобрнауки России отсутствует просроченная дебиторская задолженность в части расчетов с учреждением.

По данным бухгалтерской отчетности, размещенной учреждением в ГИИС «Электронный бюджет», по состоянию на 01.10.2018 у университета  также отсутствует кредиторская задолженность в части расчетов с Минобрнауки России.

В ответ на запрос суда, Минобрнауки России предоставлено письмо, согласно которому показатели государственного задания университета в 2016 году выполнены в полном объеме.

Обжалуя принятые по делу судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, административный орган приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Административный орган указывает, что основанием для привлечения к ответственности послужили выявленные по результатам проверки обстоятельства, свидетельствующие, что университет нарушил условия предоставления субсидии, поскольку с 29.01.2018 по 24.04.2019 имел просроченную задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий.

Просроченная задолженность образовалась по полученной университетом субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1096 и заключенным с Минобрнауки России Соглашением от 27.06.2014 № 14.575.21.0030 о предоставлении субсидии.

Задолженность подтверждается актом от 28.12.2017 № 5 о выполнении условий предоставления субсидии, которым университету предписано осуществить возврат неиспользованных средств субсидии в размере  2 953 918 рублей в течение 15 рабочих дней с даты подписания акта (т.е. не позднее 29.01.2018). Однако задолженность погашена лишь 24.04.2019 платежным поручением от 24.04.2019 № 3927 (возврат неиспользованных средств субсидии по Акту от 28.12.2017 № 5 о выполнении условий предоставления субсидии по Соглашению от 27.06.2014 № 14.575.21.0030).

Указанные обстоятельства судами при рассмотрении дела надлежащей оценки не получили.

Суды сослались на акт сверки взаимных расчетов за период январь 2019 года – май 2019 года между Минобрнауки России и университетом, согласно которому задолженность за отчетный период с 01.07.2016 по 31.12.2016 отсутствует.

Административный орган приводит доводы о том, что в акте сверки взаимных расчетов прямо указано, что задолженность отсутствует по состоянию на 31.05.2019, т.е. после осуществления возврата неиспользованных средств субсидии, в том время как задолженность должна отсутствовать до даты заключения соглашения.

Суды отметили, что по данным бюджетной отчетности, сформированной в подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» по состоянию на 01.10.2018 у Минобрнауки России отсутствует просроченная дебиторская задолженность в части расчетов с университетом, а по данным бухгалтерской отчетности, размещенной университетом в ГИИС «Электронный бюджет», по состоянию на 01.10.2018 у университета также отсутствует кредиторская задолженность в части расчетов с Минобрнауки России.

Между тем, суды не дали оценки акту от 28.12.2017 № 5 о выполнении условий предоставления субсидии, который согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» является первичным учетным документом, подлежит своевременной регистрации, внесению в регистры бухгалтерского учета и  дальнейшему отражению в бухгалтерской отчетности. 

Относительно письма Минобрнауки России, согласно которому показатели государственного задания выполнены университетом в 2016 году в полном объеме, административный орган указывает, что просроченная задолженность образовалась по заключенному Соглашению от 27.06.2014 № 14.575.21.0030 в целях реализации федеральной целевой программы. Предоставленная в рамках федеральной целевой программы субсидия являлась целевой и к исполнению государственного задания на оказание госуслуг отношения не имела.

В соответствии с пунктами 11 и 12 постановления Правительства от 28.11.2013 № 1096, на основании которого заключено соглашение о предоставлении субсидии, не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату получателем субсидии в федеральный бюджет.

Также самим соглашением от 27.06.2014 № 14.575.21.0030 о предоставлении субсидии предусмотрен возврат средств субсидии в федеральный бюджет, в том числе, в случае неиспользования средств субсидий  в полном объеме в текущем году.

В соглашении от 27.06.2014 № 14.575.21.0030 о предоставлении субсидии отсутствует указание о представлении субсидии из федерального бюджета  на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии задолженности перед федеральным бюджетом в целях установления состава административного правонарушения, в полной мере судами не установлены.

Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу административного органа с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационную жалобу Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                  А.Г. Першутов