| |
№ -ЭС22-5149 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 04.05.2022 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2022 по делу
№ А40-83793/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новые коммунальные технологии" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлоту) об урегулировании разногласий между обществом с ограниченной ответственностью "Новые Коммунальные Технологии" и Росморречфлотом, возникших в связи с заключением договора купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и обязании внести изменения в пункт 2.1 договора N ЗД-36/837 купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07.12.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа
от 15.02.2022, урегулированы разногласия между обществом с ограниченной ответственностью "Новые Коммунальные Технологии" и Росморречфлотом, возникшие в связи с заключением договора купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, ответчик обязан внести изменения в пункт 2.1 договора N ЗД-36/837 купли-продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.02.2021 г., договор изложен в следующей редакции:
"2.1. Общая цена земельных участков составляет 16 538 164 рублей 02 копеек, НДС не облагается, в том числе:
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:24 составляет 6 057 177,07 рублей. НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:26 составляет 413 321,57 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:31 составляет 476 452,31 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:42 составляет 305 533,48 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:45 составляет 805 920,85 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:46 составляет 3 690 658,05 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:47 составляет 1 561 883,27 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:48 составляет 2 176 002,35 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:49 составляет 646 246,67 рублей, НДС не облагается;
- цена земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:55 составляет 404 968,40 рублей, НДС не облагается.
Цена каждого земельного участка рассчитана как произведение кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи заявления о предоставлении земельных участков на 60%, в соответствии с п. 3 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279)".
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды неправильно применили положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -Земельный кодекс) и пункт 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации(далее -ГрК РФ),придя к выводу о том, что все объекты и сооружения, принадлежащие истцу на праве собственности, относятся к объектам федерального значения.
В соответствии с пунктом 18 статьи 1 ГрК РФ объектами федерального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 ГрК РФ областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства.
Перечень видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации о т 09.02.2012 №162-р. В соответствии с пунктом 3 в него входят морские порты и (или) морские терминалы.
Соответственно, законодатель указанными нормами предусматривает, что объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, результаты которого оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации, являются объектами федерального значения и должны быть включены в схему территориального планирования.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 №384-р (далее -схема территориального планирования).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2020 по делу №А56-124313/2019 истец является оператором морского терминала МПК «Юг-2».Данный объект построен дл принятия схемы территориального планирования.
Вместе с тем отсутствие сведений об МПК «Юг2» в Схеме территориального планирования не дает оснований для судов делать вывод о том, что данные объекты являются объектами федерального транспорта.
Помимо необходимости включения в схему территориального планирования такие объекты должны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Однако суды в мотивировочной части судебных актов не сделали вывод о том, что МПК «Юг-2» оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Морские порты, в том числе морской порт Усть-Луга, в котором расположен земельные участки, имеют установленные Правительством Российской Федерации границы.
Границы морского порта «Усть-Луга» установлены распоряжением Правительства Российской Федерации о 20.05.2009 №698-р «Об установлении границ морского порта Усть-Луга».
Таким образом, морские порты и морские терминалы могут являться объектами федерального значения по смыслу пункта 18 статьи 1 ГрК РФ, но как территории с установленными границами.
Однако факт отнесения территорий к объектам федерального значения не означает, что все объекты, которые расположены на данной территории также являются объектами федерального значения, а подпункт «б» пункта 3 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 №279 (далее -Правила определения цены), предусматривает, что именно здания или сооружения должны являться объектами федерального значения, а не территория, на которой они расположены.
Таким образом, являются неправомерными выводы судов о том, что все объекты, в том числе принадлежащие истцу на праве собственности, расположенные в границах морского порта, являются объектами федерального значения.
Исходя из Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон о морских портах) не следует, что морской порт-это федеральный транспорт.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.4 Земельного кодекса, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Такой порядок установлен Правилами определения цены. Пунктом 2 Правил определения цены установлено, что цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 Правил.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Правил определения цены цена земельного участка определяется в размере 60% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленному юридическому лицу-собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального значения или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.
Росморречфлот считает, что отсутствуют основания для применения подпункта «б» пункта 3 Правил определения цены к спорным правоотношениям и при расчете выкупной цены земельных участков применил пункт 2 Правил, установив цену в размере 100 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, решением арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-124313/2019 признан незаконным отказ Росморречфлота в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Новые Коммунальные Технологии" в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223002:24, 47:20:0223002:26, 47:20:0223002:31, 47:20:0223002:42, 47:20:0223002:45, 47:20:0223002:46, 47:20:0223002:47, 47:20:0223002:48, 47:20:0223002:49, 47:20:0223002:55, на ответчика возложена обязанность направить обществу проекты договоров купли-продажи земельный участков.
13 ноября 2020 года, в целях исполнения вышеуказанных судебных актов, истец письмом направил ответчику проект договора купли-продажи, предусматривающего продажу земельных участков.
В редакции истца цена земельных участков составляла в общей сложности 16 538 164 рублей 02 копеек (НДС не облагается), с указанием цены каждого земельного участка, а также было определено, что цена каждого земельного участка рассчитана как произведение кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи заявления о предоставлении земельных участков на 60%.
В ответ на обращение истца ответчик направил в адрес последнего свой проект договора N ЗД-36/837 купли продажи земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.02.2021, в соответствии с которым цена устанавливалась в общей сложности в сумме 27 563 606,69 руб. и соответствовала 100% кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с предложенной ответчиком ценой земельных участков, истец обратился в суд с требованием об урегулировании разногласий и определении цены земельных участков по договору купли-продажи.
Судом урегулированы разногласия между сторонами и принята позиция истца, при этом суд руководствовался пунктом 3 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279). Суд первой инстанции установил, что ООО "Новые Коммунальные Технологии" являются оператором морского терминала портового комплекса МПК "Юг-2", основным видом деятельности которого является перевалка грузов -комплексный вид услуг по перезгрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта, перемещение грузов в границах территории морского порта их технологическое накопление. Объекты МПК "Юг-2" являются объектами, необходимыми для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации. Зона планируемого размещения портового комплекса как объекта федерального значения была предусмотрена Компоновочной схемой генерального плана Морского торгового порта Усть-Луга, утвержденной руководителем Росморречфлота 22.07.2010 на основании статьи 3.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации».
Судом сделан вывод об отнесении объектов недвижимости, принадлежащих ООО"Новые Коммунальные Технологии" на праве собственности и находящихся на выкупаемых им земельных участков , к объектам федерального значения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции, руководствуясь при этом пунктом 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 09.02.2012 N 162-р "Об утверждении перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации".
Суды установили, что с учетом выводов, содержащихся во вступивших в законную силу судебных актах по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-124313/2019, а также осуществления строительства портового комплекса МПК "Юг-2" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 728-р, на основании разрешения на строительство N RU7-0035МРР, выданного Министерством регионального развития Российской Федерации 29 декабря 2009 года, объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, возведенные в соответствии с указанным разрешением на строительство и расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 47:20:0223002:24, 47:20:0223002:26, 47:20:0223002:31, 47:20:0223002:42, 47:20:0223002:45, 47:20:0223002:46, 47:20:0223002:47, 47:20:0223002:48, 47:20:0223002:49, 47:20:0223002:55, являются объектами инфраструктуры морского терминала "Юг-2", так как неразрывно связаны по своим техническим характеристикам, назначению и обеспечению единого технологического процесса деятельности истца на терминале, соответственно, относятся к объектам федерального значения.
Согласно сведениям из ЕГРН видом разрешенного использования земельных участков является строительство объектов федерального значения, а именно, объектов второго участка южного района МТП Усть-Луга.
При указанных обстоятельствах суды правомерно определили выкупную цену земельных участков в размере 60% от их кадастровой стоимости в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы Федерального агентства морского и речного транспорта для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Н.С. Чучунова |