ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-ЭС22-8519 от 15.06.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС22-8519

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

15.06.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2022 по делу № А40-67150/2021,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Москвы (далее – Правительство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Министерство) об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 23.07.2004
№ ДЖП.04.ЗАО.00608 в редакции истца; о взыскании 205 422 849 рублей
86 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа
от 05.03.2022, суд обязал Министерство подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 23.07.2004
N ДЖП.04.ЗАО.00608 в редакции истца; в остальной части в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения требований, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судебные акты приняты о правах и обязанностях КЭУ г. Москвы, не привлеченного к участию в деле; Министерство не является стороной сделки, на основании которой истец основывает свои требования; судами не дана оценка заключенности и действительности инвестиционного контракта; судами неправомерно отказано в применении срока исковой давности.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, между Правительством (администрация) и Министерством (заказчик) заключен инвестиционный контракт от 23.07.2004
№ ДЖП.04.ЗАО.00608 в редакции дополнительных соглашений, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по комплексной застройке микрорайона Никулино-2 (II этап строительства) с ориентировочным объемом инвестиций 1473 млн. рублей.

Согласно п. 1.6 контракта строительной площадкой является земельный участок с расположенными на нем строениями, предоставляемый инвестору в краткосрочное возмездное пользование на период строительства для ведения строительных работ.

В соответствии с п. 5.2.1 контракта заказчик обязуется за счет средств федерального бюджета, а также заемных и/или привлеченных средств обеспечить финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме в соответствии со своими обязательствами по контракту и сдачу объекта приемочной комиссии по приемке объектов в эксплуатацию.

Согласно п. 3.1 контракта соотношение раздела недвижимого имущества по итогам реализации контракта устанавливается между сторонами в следующем соотношении:

- не менее 2,25% общей жилой площади, что составляет 5% от доли, финансируемой и получаемой привлеченными соинвесторами, в собственность администрации для переселения жителей пятиэтажного и ветхого жилищного фонда Западного административного округа;

- 97,75% общей жилой площади вводимого жилья в собственность заказчика и привлеченных им соинвесторов в соответствии с заключенными договорами;

- в случае увеличения доли привлеченных соинвесторов пропорционально увеличивается доля жилой площади, получаемая администрацией и уменьшается доля жилой площади, получаемая заказчиком для обеспечения доли администрации в объеме 5% от доли, финансируемой и получаемой привлеченными соинвесторами. (п. 3.1.1 договора).

В соответствии с п. 3.1.2 контракта общая нежилая площадь объектов распределяется:

- 35% общей нежилой площади, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения жилой части объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые) в собственность администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы для использования по предложению префектуры Западного административного округа;

- 65% общей нежилой площади помещений, исключая площади помещений, неразрывно связанных с системами жизнеобеспечения жилой части объекта (лестничные клетки, лифтовые шахты, технические этажи, техподполья, электрощитовые), в собственность заказчика и привлеченных им соинвесторов в соответствии с заключенными договорами.

Согласно п. 3.1.3 контракта общая площадь гаражей:

- 10% машино-мест и площади общего пользования гаражей безвозмездно в собственность администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы;

- 90% машино-мест и площади общего пользования гаража-стоянки, также 100% площади помещений сервисных служб, согласно МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» в собственность заказчика и привлеченных им соинвесторов в соответствии с заключенными договорами.

В соответствии с п. 3.2 контракта все построенные или реконструированные в рамках настоящего контракта объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации проекта оформляются в государственную собственность города Москвы в лице Департамента в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 № 660.

Пунктом 1 дополнительного соглашения № 3 согласована передача заказчиком администрации из своей доли 323,5 кв. м общей нежилой площади в качестве компенсации задолженности в соответствии с п. 4 акта о результатах реализации договора о сотрудничестве от 22.11.1996 № 779.

С учетом актов о частичной реализации от 19.06.2006, от 15.05.2008 и указанного дополнительного соглашения, задолженность заказчика перед администрацией по полезной площади нежилых помещений составляет
953,68 кв. м.

Жилые дома по адресам мкр. Никулино-2, корп. 6А (почтовый адрес:
<...>); мкр. Никулино-2, корп. 7 (почтовый адрес: <...>); мкр. Никулино-2,
ул. Академика Анохина, корп. 11А (почтовый адрес: <...>) введены в эксплуатацию.

Технические характеристики объектов определены по результатам обмеров БТИ в соответствии с документами технического учета.

Жилая площадь домов, в том числе, оформлена актами о результатах частичной реализации.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1089-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 № 305-ПП, полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент.

Письмом от 12.01.2021 № ДГИ-И-455/21, Департаментом направлен в адрес Министерства акт о результатах реализации в приложенной к исковому заявлению редакции, от подписания которого ответчик отказался (письмо от 11.02.2021
№ 141/4599).

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Правительство обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 252, 309, 431, 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 25.02.1999
№ 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», разъяснениями, изложенными в пунктах 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», суды удовлетворили требования в оспариваемой части, обоснованно исходя из того, что составление акта о результатах реализации инвестиционного договора является обязанностью сторон, неисполнение которой влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект.

Представленный истцом вариант акта о результатах реализации выполнен в соответствии с ранее подписанными актами о результатах частичной реализации, документами технического учета, условиями инвестиционного контракта с учетом стоимости объектов, раздел которых невозможен по причине их отчуждения иным лицам, определенной по результатам проведения оценки стоимости.

Отклоняя заявление Министерства о применении срока исковой давности, суды руководствовались  статьями 191,192,196,200 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что в соответствии с пунктами 3.7,7.1 контракта контракт действует в течение  срока реализации инвестиционного проекта, указанного  в пунктах 2.2,4,7.2-7.3; оформление имущественных прав по результатам реализации инвестиционного проекта  с учетом всех дополнительных соглашений производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по контракту и приложений к нему на основании актов  по результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям контракта.

Пунктом 4.3 контракта определено, что окончание последнего этапа (третьего) и контракта в целом завершается оформлением имущественных прав сторон по контракту.

Поскольку акт  реализации  по всем объектам до настоящего времени не подписан, суды пришли к выводу о том, что действие контракта не прекращено на момент  обращения в суд, в связи с чем срок исковой давности с учетом условий  пунктов 1.12,3.3,3.7,4.3,7.1  контракта не истек.

Доводы кассационной жалобы, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                           Н.С.Чучунова