ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-ЭС22-9381 от 28.06.2022 Верховного Суда РФ



ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ -ЭС22-9381

г. Москва

28 июня 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Группа Полимертепло» (далее – ООО «Группа Полимертепло») и акционерного общества «Завод Полимерных Труб» (далее – АО «Завод Полимерных Труб») на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2022 по делу
№ А40-19739/2021 по заявлению ООО «Группа Полимертепло» и АО «Завод Полимерных Труб» к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) о признании недействительным решения от 09.11.2020 № 02/01/15-120/2019,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), общества с ограниченной ответственностью «Изоком Пласт», Ассоциации производителей и потребителей предварительно-изолированных трубопроводов,

установил:

решением Арбитражного суда Московской области от 03.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО «Группа Полимертепло» и АО «Завод Полимерных Труб» просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что ФАС России подтвердила необходимыми доказательствами свои выводы о нарушении Росстандартом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в утверждении в составе национального стандарта Российской Федерации «Трубы гибкие полимерные армированные с тепловой изоляцией и соединительные детали к ним для наружных сетей тепло- и водоснабжения. Общие технические условия» (ГОСТ Р 58097-2018) необоснованных требований к теплоизоляционному слою труб, к конструкции труб, к изготовлению внутреннего слоя напорных труб, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции на рынке гибких полимерных изолированных труб с тепловой изоляцией и соединительных деталей к ним для наружных сетей тепло- и водоснабжения.

Руководствуясь положениями Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 71, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», суды пришли к выводу об отсутствии совокупности оснований, необходимой для удовлетворения требований заявителей.

При этом установлено, что при принятии указанного национального стандарта не был надлежащим образом соблюден порядок разработки и утверждения национальных стандартов, предусмотренный Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ). Техническим комитетом по стандартизации «Трубы, фитинги и другие изделия из пластмасс, методы испытаний» (ТК 241), в состав которого в качестве председателя комитета и секретаря вошли представители ООО «Группа Полимертепло», не была обеспечена процедура публичного обсуждения проекта национального стандарта, а также его экспертиза с участием членов комитета. В результате этого заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также производители гибких полиэтиленовых изолированных труб были лишены возможности дать оценку содержанию национального стандарта, высказать мнения и внести предложения относительно изложенных в нем требований.

Суды согласились с тем, что пунктами 3.27, 4.1.1, 4.3.1, 5.1.1 ГОСТ Р 58097-2018 необоснованно завышены требования к теплоизоляционному слою труб, к конструкции труб, к изготовлению внутреннего слоя напорных труб. ГОСТ Р 58097-2018 воспроизводит технологию производства гибких полиэтиленовых изолированных труб, применяемую ООО «Группа Полимертепло» и взаимосвязанными с ним лицами, которая, предусматривая применение конкретных материалов и конструкций, не может быть реализована иными производителями. При этом на соответствующем товарном рынке в Российской Федерации представлены гибкие полимерные изолированные трубы, изготовленные по иным технологиям, обладающие необходимыми потребительскими качествами для монтажа наружных тепловых сетей тепло- и водоснабжений классом эксплуатации до «5» (то есть рассчитанных на выдерживание аварийной температуры 100°С).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона № 162-ФЗ одной из задач стандартизации является  применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Как установлено ФАС России и подтверждено судами, при проведении закупки гибких полиэтиленовых изолированных труб для государственных и муниципальных нужд заказчики, используя в закупочной документации указание на необходимость соответствия продукции требованиям ГОСТ Р 58097-2018, создают преимущественные условия для участия в закупке для ООО «Группа Полимертепло» и аффилированных с ним лиц, одновременно ограничивая возможность участия в закупке иных производителей.

Вопреки доводам жалобы судебные акты вынесены при правильном применении судами норм материального и процессуального права и надлежащей правовой квалификации юридически значимых обстоятельств дела. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не подтверждают нарушения ими норм права.

Из судебных актов следует, что оспариваемое решение вынесено в пределах компетенции ФАС России и по вопросу, относящемуся к ведению службы.

Кроме того, установлено, что приказом Росстандарта от 25.11.2020 № 1163-ст отменен приказ от 05.04.2018 № 179-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», Росстандарт исполнил предписание ФАС России, вынесенное на основании оспариваемого по настоящему делу решения.

Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из доводов жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Группа Полимертепло» и акционерному обществу «Завод Полимерных Труб» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко