ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-КГ14-1324 от 11.11.2014 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-КГ14-1324

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Москва

11 ноября 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
 изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2014 № 09-32094/14 на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2014 по делу № А40-25592/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (Москва;
 далее – общество) о признании незаконным и отмене пункта 2 решения Федеральной антимонопольной службы (Москва; далее - антимонопольный орган) от 03.12.2012 по делу № 117/29-12 (с учетом уточнения заявленных требований),

установила:

к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Вагонмашстрой», закрытое акционерное общество «Объединенная вагоноремонтная компания», общество с ограниченной ответственностью «Транспортная Ремонтная Компания», общество с ограниченной ответственностью «Фреон-Сервис», открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2014, требования общества удовлетворены.

В кассационной жалобе антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По его мнению, судами неверно истолковано существо изменений, внесенных обществом в конкурсную документацию. Заявитель полагает, что они привели к ограничению конкуренции путем сокращения числа участников конкурса.

Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской не имеется.

Судами установлено, что 29.11.2011 на официальном сайте ОАО «Российские железные дороги» в сети Интернет в разделе «Тендеры» опубликовано извещение о проведении обществом открытого конкурса № 1732/ОК - ОАО «ФПК»/2012-2026/Д на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов в 2012-2026 годах (конкурс, работы).

Работы должны выполняться на базе производственных мощностей 53 вагонных депо и вагонных участков, входящих в состав 15 филиалов общества, расположенных в различных регионах Российской Федерации. Отдельное оборудование и недвижимое имущество указанных вагонных депо и вагонных участков, необходимое для выполнения работ, передается победителю в аренду. Договор с победителем заключается сроком на 15 лет.

Согласно условиям конкурса к претендентам на участие установлен ряд квалификационных требований. В том числе, претендент должен иметь опыт выполнения работ, аналогичный предмету конкурс, а также возможность приобрести оборудование для выполнения работ на сумму не менее 250 000 000 руб. В подтверждение соответствия указанным квалификационным требованиям претендентам необходимо представить ряд документов.

Датой проведения конкурса определено 30.12.2011. Конкурсные заявки претендентов должны быть поданы не позднее 11:00 часов московского времени 30.12.2011.

Обществом 22.12.2011 в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию внесены изменения, в том числе изменены квалификационные требования в части необходимого опыта выполнения работ, которым должны обладать претенденты на участие в конкурсе.

Согласно новым требованиям претенденты на участие в конкурсе должны иметь среднегодовой опыт выполнения работ, аналогичный предмету конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема работ, указанного в техническом задании конкурса.

Кроме того, для претендентов на участие в конкурсе установлены дополнительные требования, предусматривающие необходимость наличия у них оборудования для дооснащения вагонных депо и участков заказчика до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса либо возможности приобрести такое оборудование на сумму не менее чем 250 000 000 руб. В случае отсутствия у претендентов необходимого оборудования они обязаны представить программу дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, составленную по форме, прилагаемой к конкурсной документации.

В связи с внесением изменений в конкурсную документацию обществом продлен срок подачи конкурсных заявок и установлена новая дата проведения конкурса.

В установленные конкурсной документацией сроки (с учетом их изменений) заявки на участие в конкурсе подали четыре хозяйствующих субъекта: ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», ООО «Транспортная Ремонтная Компания», ООО «Вагонмашстрой» и ООО «Фреон-Сервис».

В соответствии с Протоколом рассмотрения конкурсных заявок от 14.02.2012 № 1732/1, конкурсные заявки ЗАО «Объединенная вагоноремонтная компания», ООО «Вагонмашстрой» и ООО «Фреон-Сервис» признаны не соответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации.

На официальном сайте ОАО «РЖД» 24.02.2012 размещено уведомление от 22.02.2012 № 878, в котором сообщается о признании конкурса несостоявшимся и заключении договора по выполнению работ с ООО «Транспортная Ремонтная Компания».

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии общества от 17.02.2012 Управлению вагонного хозяйства поручено в установленном порядке обеспечить заключение договора с ООО «Транспортная Ремонтная Компания» по ценам, согласованным по результатам проведения переговоров, не превышающим предельно допустимый уровень, предусмотренный конкурсной документацией, в пределах выделенных на эти цели средств, но не выше цен предложения, указанных в конкурсной заявке ООО «Транспортная Ремонтная Компания» по открытому конкурсу № 1732/ОК - ОАО «ФПК»/2012-2026/Д.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Вагонмашстрой» антимонопольный орган возбудил в отношении общества дело № 117/29-12 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением от 03.12.2012 антимонопольный орган признал общество нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 2).

Не согласившись с указанным пунктом решения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», а также исходя из условий конкурсной документации (с учетом внесенных изменений), технического задания и регламента к конкурсу, сделали вывод об отсутствии в действиях общества нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Суды указали, что в спорный период не предусматривалась обязанность проведения торгов для целей заключения договора на техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования пассажирских вагонов.

Проведенный конкурс (торги) признан несостоявшимся и контракт с ООО «Транспортная Ремонтная Компания» заключен не по результатам торгов, а в общем порядке, установленном статьями 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы антимонопольного органа, основанные на формальном наличии нарушений антимонопольного законодательства при внесении изменений в конкурсную документацию, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку отсутствовала обязанность по проведению конкурса.

В отсутствие предусмотренных частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований кассационная жалоба антимонопольного органа не подлежит передаче на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
 от 18.06.2014 по делу № А40-25592/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Г.Г. Кирейкова