ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 305-КГ15-17029 от 11.01.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ15-17029

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

11.01.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2015, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2015 по делу N А41-39606/14,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Стройсевер Гарант" (далее - ЗАО "Стройсевер Гарант", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация), в котором просило:

- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Балашиха Московской области, выразившееся в не утверждении и невыдаче ЗАО "Стройсевер Гарант" в установленный срок градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50.000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: <...> бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную";

- признать незаконным решение Администрации городского округа Балашиха Московской области, оформленное письмом от 16.04.2014 N СП-2960-14, о вынесении на рассмотрение Градостроительного Совета Московской области проекта планировки территории квартала малоэтажной жилой застройки по адресу: <...> бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", находящегося на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ЗАО "Стройсевер Гарант";

- обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50.000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: <...> бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную", согласно заявлению ЗАО "Стройсевер Гарант" от 28.03.2014 исх. N 13/01-14.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21.08.2014 заявленные требования были удовлетворены.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражным судом Московской области 21.11.2014 был выдан исполнительный лист серии АС N 003271695, предъявленный на исполнение в службу судебных приставов.

Судебным приставом-исполнителем Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Московской области ФИО1 (далее - судебный пристав-исполнитель) на основании указанного исполнительного листа в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N 22833/14/50049-ИП.

ЗАО "Стройсевер Гарант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о процессуальном правопреемстве по делу N А41-39606/14 в части требований об обязании утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50.000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: <...> бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную".

В обоснование заявления ЗАО "Стройсевер Гарант" указало на то, что с 01.01.2015 в связи с изменением законодательства Московской области полномочия по выдаче разрешений на строительство от органов местного самоуправления поселений переданы Министерству строительного комплекса Московской области.

Определением Арбитражного суда Московской области от 05.05.2015 заявление ЗАО "Стройсевер Гарант" о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена Администрации городского округа Балашиха Московской области на правопреемника - Министерство строительного комплекса Московской области в части обязания утвердить и выдать ЗАО "Стройсевер Гарант" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14, площадью 50.000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: <...> бывший лагерь труда и отдыха "Орбита", категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для реконструкции и развития под застройку малоэтажную".

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2015 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство строительного комплекса Московской области просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

В  обоснование  доводов жалобы  заявитель  указал, что  правопреемство  в материальном правоотношении  является основанием  для процессуального правопреемства ,что отражено в Постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013№15419\12 и подтверждено в Определении  Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 №302-ЭС-493.

В данном случае, по мнению заявителя ,произошло перераспределение  полномочий  между органами  власти на основании Закона Московской области от 24.07.2014-ОЗ,который вступил в законную силу с 01.01.2015.

С указанной даты  новое законодательство применяется:

-к правоотношениям ,которые возникли после 1 января 2015;

- к правам и обязанностям, которые возникли  после 1 января 2015 из правоотношений, существовавших до этой даты.

Названный  закон  не содержит положения  о передаче Министерству прав и обязанностей органов местного самоуправления, возникших до его вступления в силу.

Переход к Министерству полномочий по утверждению и выдаче градостроительных планов земельных участков само по себе  не означает  замену Администрации  на Министерство в спорном  правоотношении  и не влечет за собой материальных прав, а следовательно, и процессуальное правопреемство.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Удовлетворяя заявление  ЗАО «Стройсевер-Гарант» о замене  в порядке процессуального правопреемства Администрации городского округа Балашиха на Министерство строительного комплекса Московской области  по в части  исполнения  вступившего в силу решения арбитражного суда  Московской  области  от 21.08.2014 об обязании  утвердить и выдать  заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:14 площадью 50 кв.м., имеющего адресные ориентиры  :Московская область, город Балашиха, квартал «Абрамцево»,бывший лагерь труда и отдыха «Орбита»,категория земель»земли населенных пунктов»,вид разрешенного использования:»для реконструкции и развития   под застройку малоэтажную».,суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.(часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ, с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировок территорий, проектов межевания, территории градостроительных планов земельных участков) на основании генерального плана сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), правил землепользования и застройки сельского поселения (без учета генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами), за исключением полномочий, предусмотренных частями 5 - 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно  статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 №106\2014-ОЗ, с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы  государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления  городских округов по выдаче  и утверждению документации по планировке территории, в том числе  градостроительных планов земельных участков.

Подпунктом 3 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области  от 03.10.2013 №786\44, в период  перераспределения полномочий  между органами местного самоуправления  муниципальных образований Московской области  и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство строительного комплекса осуществляет полномочия  по утверждению и выдаче градостроительных планов  земельных участков  в Московской области  в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства)

На территории Московской области с 01.01.2015 произошло перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, в соответствии с которым вопросы об утверждении и выдачи градостроительных планов земельных участков в Московской области в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) отнесены к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства в рамках настоящего дела.

Министерство строительного комплекса Московской области в данном случае стало  является правопреемником по обязательствам органов местного самоуправления в силу закона.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Принятый по делу судебный акт должен быть исполнимым, иное означало бы отсутствие возможности восстановления нарушенных прав заявителя.

Права и законные интересы ЗАО "Стройсевер Гарант" были нарушены  бездействием Администрации, выразившимся в не утверждении и не выдаче градостроительных планов принадлежащих обществу земельных участков.

Согласно  статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушенные права ЗАО "Стройсевер Гарант" должны быть восстановлены путем утверждения и выдаче ему запрошенных градостроительных планов.

Учитывая, что  01.01.2015 у Администрации отсутствуют полномочия на выдачу градостроительных планов спорных земельных участков,  суд не вправе в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложить на нее обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, данная обязанность правомерно была возложена на Министерство строительного комплекса Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы  не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Министерства строительного комплекса Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

               Н.С.Чучунова