ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-ЭС18-22020 от 09.01.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС18-22020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

09.01.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и государственного бюджетного учреждения культуры Республики Татарстан «Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И. Качалова» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2018 по делу № А65-23805/2017

УСТАНОВИЛ:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Саф-М" (далее - ООО "Саф-М", общество) о признании право государственной собственности Республики Татарстан на помещения, расположенные по адресу: <...>, в подвале N 1, помещение N 17 кадастровый номер 16:50:010208:233 площадь 58,7 кв. м и помещение N 1005 кадастровый номер 16:50:010208:232 площадь 119,7 кв. м и истребовать указанные помещения из незаконного владения.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2017, от 25.10.2017, от 20.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата), муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет), Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - БТИ), Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И.Качалова" (далее - театр), муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление жилищной политики), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра), общество с ограниченной ответственностью "Матур" (далее - ООО "Матур"), акционерное общество "Реставрация" (далее - АО "Реставрация").

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2018 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.02.2018 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований частично. Суд признал право государственной собственности Республики Татарстан на помещение N 17 с кадастровым номером 16:50:010208:233 площадью 58,7 кв. м, расположенное в подвале N 1 здания с кадастровым номером 16:50:010208:162 по адресу: <...>, обязал ООО "Саф-М" передать помещение N 17 с кадастровым номером 16:50:010208:233 площадью 58,7 кв. м, расположенное в подвале N 1 здания с кадастровым номером 16:50:010208:162 по адресу: <...>, министерству по акту приема-передачи в двухнедельный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу. В остальной части требований  отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2018 апелляционное постановление от 23.05.2018 отменено, решение суда первой инстанции от 01.02.2018 оставлено в силе.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить постановление суда округа, оставив в силе судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалоб заявители указывают, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан приняло из муниципальной собственности  в государственную собственность Республики Татарстан нежилые помещения  в здании  по адресу: <...> 5\50,общей площадью 301,3 кв.м. на основании постановления  исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №1568 от 24.03.2014 и акта о приеме -передачи здания  №034-13612 от  09.06.2014.

В соответствии с распоряжением Министерство земельных и имущественных отношений  Республики  Татарстан №1089-р от 03.06.2014 «О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления» помещения закреплены на праве оперативного управления за ГБУЗ «Казанский Академический  Русский Большой драматический театр им. В.И.Качалова» (далее -Театр).

Театру на основании Постановления Главы Администрации г. Казани №2027 от  29.09.199 Казанским  городским  комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе был выдан государственный акт и предоставлено 0,818 га земли под здание театра  и отселенные ветхие дома  для проведения реконструкции театра.

На территории переданного земельного участка, в том числе и находился отселенный двухэтажный ветхий жилой дом по адресу: <...> примыкающий к продольной стене основного здания Театра. Дом был признан непригодным для постоянного проживания(ветхим) и отселялся в1996-2000 годах в соответствии с Программой ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции  кварталов ветхого жилья в г.Казани, утвержденной решением Казанского объединенного Совета народных депутатов от 30.10.1996 №1-5.

Информация о площади дома содержится  в Распоряжении  Главы Администрации г.Казани от 12.08.2005 №1102-р «Об исключении из жилищного фонда г.Казани ветхих жилых домов, семьи из которых отселены на другую жилую площадь, где под номером 217 и 218 указан дом с адресным номером 50\5 общей площадью 779,3 кв.м.(223,6 и 555,7 кв.м.)

Таким образом, площадь дома составляла 779,3 кв.м., из них Комитетом  земельных и имущественных отношений 478 кв.м. было переданы  ООО «Саф-М»(79,7кв.м.-в подвале,193,8 кв.м.- на 1 этаже,204,5кв.м.-на втором этаже) и оставшуюся площадь в здании 301,3 кв.м. переданы Минземимуществу Республики Татарстан, далее -Театру в оперативное управление.

Информация по техническому паспорту  о расположении помещений  по договорам ООО «Саф-М» на 168кв.м. и АО «Реставрация» на 82,3 кв.м. в подвале здания носит противоречивый характер, поэтому есть все основания считать, что договоры купли-продажи носят фиктивный характер и направлены на изъятие государственной собственности.

Ответчик не является  добросовестным приобретателем нежилых помещений, поскольку нет доказательств включения их в план приватизации АП Управление ремонтно-реставрационных работ ПСО Казжилгражданстрой.

 Придя к выводу о доказанности принадлежности помещений ответчику, суды сослались на ксерокопию письма Государственного Комитета по управлению государственным имуществом Республики Татарстан №5173 от 24.07.1998,котрая приобщена к делу в отсутствии оригинала и противоречит архивной копии плана приватизации ОАО «Реставратор».

ОАО «Реставратор» не мог распоряжаться  имуществом, которым не обладал.

В соответствии с пунктом 4 статьи 166,пунктом 1 статьи 167,пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий , и недействительна с момента ее совершения.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - реестр) от 03.10.2017 ООО "Саф-М" на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 16:50:010208:162 площадью 1109 кв. м, расположенное по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5, здание введено в эксплуатацию по завершении строительства в 2014 году, имеет 5 этажей, в том числе 1 подземный. В здании  расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами: 16:50:010208:226, 16:50:010208:227, 16:50:010208:228, 16:50:010208:229, 16:50:010208:230, 16:50:010208:231, 16:50:010208:232 общей площадью 1050,3 кв. м, расположены в том числе в подвале N 1, нежилое помещение N 1005 с кадастровым номером 16:50:010208:232 площадью 119,7 кв. м и нежилое помещение N 1006 с кадастровым номером 16:50:010208:229 площадью 77,6 кв.м.

Также представлен кадастровый паспорт помещения N 17 с кадастровым номером 16:50:010208:233 площадью 58,7 кв. м, расположенного в подвале N 1 здания с кадастровым номером 16:50:010208:162 по адресу: <...>.

Право собственности ООО "Саф-М" на здание с кадастровым номером 16:50:010208:162 площадью 1109 кв. м, расположенное по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5, зарегистрировано в реестре 13.11.2014 на основании протокола о результатах аукциона от 30.06.2006, договора купли-продажи нежилых помещений от 07.07.2006 N 069, акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 01.08.2006, договора купли-продажи нежилого помещения от 27.01.2006 N 01-2006-2086, акта приема-передачи нежилого помещения от 30.01.2006 N 01-2006-2086.

Согласно кадастровой выписке от 02.07.2015, здание введено в эксплуатацию в 2014 году, имеет общую площадь 1109 кв. м, 4 этажа и один подземный этаж .

Судом первой инстанции установлено, что 24.04.2006 в реестре за ООО "Саф-М" зарегистрировано право собственности на нежилое помещение (подвал) условный номер 16:50:02:00151:001:0001 общей площадью 168 кв. м, инвентарный номер 225, литера 7, объект N 1, часть N 1, расположенное по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5.

Право собственности ООО "Саф-М" на указанные помещения зарегистрировано на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 27.01.2006 N 01-2006-2086, акта приема-передачи нежилого помещения от 30.01.2006 N 01-2006-2086.

Между ООО "Саф-М" с ООО "Стройсервис" заключен договор купли-продажи нежилого помещения от 27.01.2006 N 01-2006-2086, согласно которого ООО "Стройсервис" продало ООО "Саф-М" нежилое помещение (подвал) площадью 168 кв. м инвентарный номер 225, литера 7, объект N 1, часть N 1, расположенное по адресу: <...>, принадлежащее ему на праве собственности.

ООО "Стройсервис" приобрело указанное нежилое помещение у ЗАО "Ремонтстройсервис" по договору от 05.12.2005 N 215.

ЗАО "Ремонтстройсервис" приобрело указанные помещения у ООО "Теодолит" по договору от 12.05.1998.

ООО "Теодолит" приобрело указанные помещения у АООТ "Реставратор" по договору от 25.04.1995.

Из справки Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 24.07.1998 N 5173 следует, что согласно плану приватизации арендного предприятия - Управление ремонтно-реставрационных работ ПСО "Казжилгражданстрой" контора участка (подвал) по ул. К. Наджми, д. 5/50 включена в уставный капитал АО "Реставратор" и являлась его собственностью.

16.12.2006 в реестре зарегистрировано право собственности ООО "Саф-М" на нежилое помещение условный номер 16-16-01/237/2006-096 общей площадью 478 кв. м, состоящее из помещений 1 этажа N N 22-26, 26а, 27-28, 30, 32-34, 36, 36а, 36б, 37-42, 2 этажа N N 1-57, 53а, 60-65, 67-70; подвала N 1, 2, расположенное по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5, на основании протокола о результатах аукциона от 30.06.2006, договора купли-продажи нежилых помещений от 07.07.2006 N 069, акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 01.08.2006.

На основании указанных документов в реестре зарегистрировано право собственности ООО "Саф-М" на нежилое двухэтажное здание (подземный этаж - 1) с кадастровым номером 16:50:010208:162 общей площадью 832,1 кв. м, расположенное по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5.

В качестве основания возникновения права собственности на спорные помещения министерство ссылалось на постановление Исполнительного комитета муниципального образования город Казань от 24.03.2014 N 1568, согласно которому нежилые помещения площадью 301,3 кв. м в здании по ул. К. Наджми, д. 5/50 (литера 7) переданы из муниципальной собственности города Казани в государственную собственность Республики Татарстан. Нежилые помещения площадью 301,3 кв. м переданы министерству комитетом по акту приема-передачи от 09.06.2014.

Распоряжением министерства от 03.06.2014 N 1089-р за театром закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения площадью 301,3 кв. м в здании, расположенном по адресу: <...>/Кави Наджми, д. 50/5.

При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанций  исходили из следующего.

Согласно  разъяснениям, содержащимся в   пунктах 58,59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных права" (далее - постановление N 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 8 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

К правоотношениям, возникающим при передаче имущества, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Как следует из технического паспорта здания по состоянию на 03.03.2005, оно имеет два этажа и подвал общей площадью 832,1 кв. м, в том числе: подвал площадью 247,7 кв. м номера комнат 1, 2, 3, 6а, 7, 8, 8а, 8б, 9, 10, 11, 14 .

Согласно техническому паспорту помещения площадью 168 кв. м в указанном доме принадлежали ЗАО "Ремонтстройсервис".

Нежилые помещения подвала площадью 168 кв. м (комнаты номер 3, 6а, 7, 8, 8а, 8б, 9, 10, 11, 14) и нежилые помещения площадью 79,7 кв. м (комнаты N 1, 2) было приобретены обществом по договору купли-продажи нежилого помещения от 27.01.2006 N 01-2006-2086, заключенному с ООО "Стройсервис", и договору купли-продажи нежилых помещений от 07.07.2006 N 069, заключенному по результатам аукциона.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что на дату принятии решения о передаче в государственную собственность нежилых помещений площадью 301,3 кв. м в здании по адресу: <...> (литера 7), муниципальное образование город Казань собственником нежилых помещений площадью 247,7 кв. м (168 кв. м + 79,7 кв. м) не являлось.

Сделки по отчуждению из муниципальной собственности нежилых помещений подвала площадью 168 кв. м в здании по адресу: <...> (литера 7) и последующие сделки с ними, как и сделка по отчуждению нежилого помещения подвала площадью 79,1 кв. м (комната с номерами 1, 2) в здании по адресу: <...> (литера 7) не оспорены. Основания для признания сделок ничтожными судами  не установлены.

В свою очередь решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.10.2016, оставленного без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2017 и Арбитражного суда Поволжского округа от 19.04.2017 по делу N А65-10102/2016, театру было отказано в иске об истребовании спорных помещений у ООО "Саф-М". При этом суды исходили из отсутствия доказательств подтверждающих, что спорные помещения принадлежат театру на каком-либо праве и являются собственностью ООО "Саф-М"; при рассмотрении данного дела судами сделан вывод о том,  в распоряжении муниципалитета о закреплении этих помещений за театром содержится лишь указание на некие нежилые помещения общей площадью 301,3 кв. м в здании, расположенном по адресу: <...>, в связи с чем невозможно идентифицировать, какие именно помещения были закреплены за театром на праве оперативного управления.

Указанные обстоятельства в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются преюдициально установленными для лиц участвующих в настоящем деле, в том числе и истца по делу, принимавшего участие в деле N А65-10202/2016 в качестве третьего лица.

Поскольку министерство, считая себя собственником спорного имущества, фактически им не владеет, право собственности на это имущество зарегистрировано за ответчиком, который,  является его фактическим владельцем, вопрос о праве собственности на такое имущество может быть разрешен при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление N 10/22).

Суд кассационной инстанции ,отменяя постановление суда апелляционной инстанции, правомерно указал  на ошибочно избранный истцом способ защиты.

Суд первой инстанции установил выбытие спорного имущества из муниципальной собственности по воле собственника в 1992 году, его нахождение во владение у ответчика с 2006 года.

 В суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Установив отсутствие спорного имущества во владении истца, нахождение его в добросовестном владении ответчика, выбытие спорного имущества по воле муниципалитета,  правильно применив положения пункта 2 статьи 199, статьи 200, 201  Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в пункте 6 Постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением  норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд округа,  обоснованно отказал министерству в иске о признании права на спорное имущество и его истребование у ответчика.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационных жалоб Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и государственного бюджетного учреждения культуры Республики Татарстан «Казанский академический русский большой драматический театр им. В.И. Качалова» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова