ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-ЭС19-17443 от 06.09.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС19-17443

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

06.09.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2018 и дополнительное решение от 15.01.2019 по делу № А65-24094/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда                                от 28.02.2019 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа                                от 02.07.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сталь+» (далее общество, организатор торгов, заявитель) о признании незаконными решения и предписания управления от 18.07.2018 по делу № Т04-212/2018,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 (далее – ФИО1), общества с ограниченной ответственностью «Сила» (далее – ООО «Сила»),

установила:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2018 (с учетом дополнительного решения от 15.01.2019), оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда                               от 28.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа                                        от 02.07.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе управление ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7                     статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, в антимонопольный орган поступила жалоба ФИО1 на действия организатора торгов при реализации арестованного имущества должника. Из содержания жалобы следовало, что реализация имущества проведена с нарушением норм действующего законодательства, а именно: торги проводятся в электронном виде открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по цене, победителем признается участник, первым предложивший максимальную цену; с участников торгов взимается плата на электронной площадке.

По результатам проверки антимонопольным органом принято решение о признании жалобы обоснованной, общество признано нарушившим требования части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс), части 3 статьи 90 Федерального закона от 02.10.2007     № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), части 1 статьи 17 Федерального закона                                         от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

На основании указанного решения управлением выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о проведении торгов.

Не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа, общество оспорило их в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона об исполнительном производстве, Гражданского кодекса, Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания решения и предписания управления незаконными.

Суды исходили из того, что в рассматриваемом случае антимонопольный орган не доказал наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), причинно-следственную связь между действиями и какими-либо негативными последствиями.

Судами учтено, что ФИО1 участия в торгах не принимал, а его несогласие с информацией, содержащейся в извещении о торгах по продаже арестованного имущества, не свидетельствует о создании условий, затрудняющих заполнение аукционной заявки либо препятствовании заинтересованным лицам в процедуре подачи документов для участия в аукционе.

Признавая выводы антимонопольного органа незаконными по эпизоду, связанному с взиманием платы за участие в торгах, судебные инстанции указали, что ФИО1, обратившийся с жалобой в антимонопольный орган и указывая, что с участников торгов взимается плата на электронной площадке, заявку для участия в организованных обществом торгах не подавал, не регистрировался на обозначенном сайте. В свою очередь, упомянутый в оспариваемом решении управления скриншот страницы с сайта не принят судами в качестве надлежащего доказательства, поскольку не отвечает требованиям относимости и достоверности доказательств.

Судами также принято во внимание, что вопреки доводам жалобы антимонопольный орган не доказал, что закрытая форма предложений о цене на торгах могла привести к реализации имущества по более высокой цене по отношению к той, которая была предложена участниками торгов в закрытых конвертах; закрытая форма предложений о цене, определенная организатором торгов, не противоречит положениям Гражданского кодекса и Закона об исполнительном производстве.

Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании положений законодательства, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда                                                                     Т.В. Завьялова

Российской Федерации