ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-ЭС21-12382 от 23.05.2022 Верховного Суда РФ

[A1]

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-ЭС21-12382

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 23 мая 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив  кассационную жалобу Думы городского округа Самара на определение  Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2021, постановление  Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2022 по делу   № А55-32269/2019 по заявлениям Думы городского округа Самара и  Департамента управления имуществом городского округа Самара к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области  (далее – Самарское УФАС России, антимонопольный орган) о признании  недействительными решения от 02.09.2019 № 10177/10 и предписания  от 02.09.2019 № 10178/10 по делу № 01-4710-19/10, 

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, Главы городского округа Самара, Самарского  регионального профсоюза предпринимателей, общества с ограниченной  ответственностью «Институт оценки и управления», общества с ограниченной  ответственностью «Аудиторская фирма «Сонар-Ф», общества с ограниченной  ответственностью «Страховой брокерский дом «Эскорт», 

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2020, оставленным  без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного  суда от 14.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. 


[A2] Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2021  судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. 

Самарский региональный профсоюз предпринимателей обратился в  Арбитражный суд Самарской области с ходатайством о приостановлении  производства по делу до вступления в законную силу решения Самарского  областного суда по делу № 3а-651/2021 по административному исковому  заявлению ИП ФИО1, ИП ФИО2, общества с ограниченной  ответственностью «Лафид» об оспаривании пункта 4.5 Приложения к решению  Думы городского округа Самара от 25.07.2017 № 218 «Об утверждении  коэффициентов видов использования земельных участков, применяемых при  определении размера арендной платы за использование земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на  территории городского округа Самара и предоставляемых для целей, не  связанных со строительством, в аренду без торгов» в части установления  коэффициента вида использования земельных участков для размещения иных  объектов торговли – временных, нестационарных объектов, предназначенных  для организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания  (павильонов, киосков, тонаров и подобных объектов временного  функционирования), находящихся на территории Советского внутригородского  района городского округа Самара, в размере 0,2464388. 

Определением суда первой инстанции от 04.10.2021, оставленным без  изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа  от 26.01.2022, ходатайство удовлетворено, производство по настоящему делу  приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым  завершится рассмотрение по существу дела № 3а-651/2021, с учетом срока на  кассационное обжалование. 

Дума городского округа Самара обратилась в Верховный Суд Российской  Федерации с кассационной жалобой на судебные акты, вынесенные по вопросу  о приостановлении производства по делу, ссылаясь на их незаконность,  неправильное применение судами норм материального и процессуального  права. 

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений 


[A3] норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке. 

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Как следует из судебных актов, разрешая вопрос о приостановлении  производства по делу, суды руководствовались пунктом 9 статьи 130, пунктом  1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, и исходили из того, что итог судебного разбирательства по делу   № 3а-651/2021 Самарского областного суда может оказать непосредственное  влияние на судебные акты по настоящему делу, поскольку оценка законности  решения и предписания Самарского УФАС России предполагает проверку  обстоятельств, послуживших основанием для вынесения указанных  ненормативных правовых актов. 

 Решением Самарского УФАС России от 02.09.2019 № 10177/10,  оспариваемым по настоящему делу, признано нарушение пункта 8 части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» в действиях Думы городского округа Самара по принятию акта –  решения от 25.07.2017 № 218 «Об утверждении коэффициентов видов  использования земельных участков при определении размера арендной платы  за использование земельных участков, государственная собственность на  которые не разграничена, находящихся на территории городского округа  Самара и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в  аренду без торгов» в части установления различных числовых значений  коэффициентов вида использования земельных участков, расположенных на  территории городского округа Самара, в зависимости от вида используемого  объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания  (капитальное или временное), от вида торгового помещения, в котором  осуществляется предпринимательская деятельность (магазины, торговые  центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки), а также в  зависимости от места расположения земельного участка (район города) в  отсутствие надлежащего экономического анализа и оценки факторов,  влияющих на уровень доходности земельного участка. 

Предписанием от 02.09.2019 № 10178/10 на Думу городского округа  Самара возложена обязанность прекратить указанное нарушение. 

Таким образом, в настоящем деле предметом судебной проверки является  в том числе соответствие названных действий Думы городского округа Самара 


[A4] требованиям пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Суды правомерно учли, что требования, заявленные в рамках дела   № 3а-651/2021 Самарского областного суда, по основаниям их возникновения  связаны с требованиями, заявленными в настоящем деле. При этом в  соответствии с подпунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, разъяснением, изложенным в  пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании  нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения  законодательства и обладающих нормативными свойствами», в рамках дела   № 3а-651/2021 оспариваемая норма решения Думы городского округа Самара  от 25.07.2017 № 218 подлежит проверке на соответствие действующему  законодательству. 

Решение Самарского областного суда по делу № 3а-651/2021,  последующие судебные акты апелляционной и кассационной инстанций  являются обязательными для антимонопольного органа в рамках  осуществленного им контроля за соблюдением антимонопольного  законодательства и не могут не учитываться при разрешении спора по  настоящему делу. 

Судами правильно применены нормы права, вопрос о приостановлении  производства по делу разрешен на основе надлежащей правовой квалификации  значимых для этого обстоятельств. 

Доводы кассационной жалобы не содержат сведений о существенном  нарушении судами норм права и о наличии снований для отмены либо  изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 29111  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации 

определил:

отказать Думе городского округа Самара в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Ю.Г. Иваненко