ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-ЭС21-23200 от 01.12.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС21-23200

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

01.12.2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области
от 16.02.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа
от 10.08.2021 по делу № А55-36516/2019

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Автоколонна N 1817" (далее - ОАО "Автоколонна N 1817", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) об урегулировании разногласий между АО "Автоколонна N 1817" и Департаментом, возникших при заключении договора купли-продажи N 001119кп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, установив пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 3.2, 5.2, 7.1, 7.2, 7.1.2, 7.3, 8.1, раздел 9 договора купли-продажи N 001119кп, а также с содержание расчета цены выкупа приложение N 2 к договору купли-продажи N 001119кп в следующей редакции:

пункт 1.1.: "Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене 10% кадастровой стоимости земельного участка на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0638005:207, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109 (далее - участок), с видом разрешенного использования "туристическое обслуживание: Размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них; размещение детских лагерей", в границах, указанных в выписке Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 7000 кв. м";

пункт 2.1.: "Цена Участка составляет 1 942 871 (один миллион девятьсот сорок две тысячи восемьсот семьдесят один рубль 00 коп.) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации";

пункт 2.2.: "Покупатель оплачивает цену Участка (пункт 2.1 настоящего договора) в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания настоящего Договора сторонами";

пункт 2.4.: "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной п. 2.1. настоящего договора суммы в размере 1 942 871 (Один миллион девятьсот сорок две тысячи восемьсот семьдесят один рубль 00 коп.) на счет УФК по Самарской области (Департамент управления имуществом городского округа Самара), ИНН 6315800001, КПП 631501001, расчетный счет в ОТДЕЛЕНИИ САМАРА 40101810822020012001, БИК 043601001, код бюджетной классификации 917 114 060 12 11 0000 430 (доходы от продажи земельных участков, до разграничения государственной собственности на землю), ОКТМО 36701000";

добавить пункт 2.5.: "Покупатель вправе произвести оплату по настоящему договору любыми способами, не противоречащими действующему законодательству, в том числе в безналичной форме, наличными денежными средствами, зачетом встречных однородных требований и т.д.";

добавить пункт 2.6.: "При расчетах в безналичной форме днем оплаты считается день списания денежных со счета Покупателя, если иное не установлено дополнительным соглашением сторон";

пункт 3.2. исключить.

пункт 5.2.: "За нарушение срока внесения платежа, указанного в пункте 2.2. настоящего договора по вине Покупателя, Покупатель выплачивает Продавцу пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени), от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки"; пункт 7.1.: "Изменение, прекращение или расторжение Договора возможны только по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ";

Пункт 7.2. исключить.

Пункт 7.1.2. исключить.

Пункт 7.3. исключить.

пункт 8.1.: "Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон";

раздел 9: "Покупатель: Акционерное общество "Автоколонна N 1817" ОГРН 1026301154868 ИНН 6316028170/ КПП 631601001 р/с 40702810500030029606, открытый в Самарском филиале ПАО "Невский банк", 443124, г. Самара, Просека 6, д. 125. Кор/счет (субсчет) банка: 30101810222023601728 БИК банка 043601728 ИНН банка 7835905108 Генеральный директор АО "Автоколонна N 1817" / Кордонец О.В.";

Расчет цены выкупа Приложение N 2 к договору купли-продажи N 001119кп: "Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) - 19 428 710,00 Процент кадастровой стоимости земельного участка - 10 Цена выкупа земельного участка (руб.) - 1 942 871,00 Цена выкупа земельного участка: 19 428 710,00 (руб.) x 10 / 100 = 1 942 871,00 (руб.) Цена выкупа земельного участка составляет 1 942 871 (Один миллион девятьсот сорок две тысячи восемьсот семьдесят один рубль 00 коп.) без учета НДС. 10% - процент от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пп. 1 п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 (ред. от 10.09.2014). "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями" (далее - постановление Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746). Цена выкупа земельного участка определена на основании: Земельного кодекса Российской Федерации; постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746".

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.08.2021, требования удовлетворены: суд утвердил спорные пункты договора в редакции истца.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  судами первой и апелляционной инстанций  неправомерно поддержаны выводы суда первой инстанции, о том, что цена выкупаемого  земельного участка  должна быть определен в размере 10% от кадастровой стоимости.

Решением Арбитражного  суда Самарской области  от 11.05.2016 по делу №А55-27062/2015 установлено, что пакет документов  о предоставлении спорного земельного участка в собственность  поступил в Департамент 09.07.2015.Указанным решением Департамент обязан был  направить договор купли-продажи в адрес истца в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Однако на указанную дату Постановлением Правительства Самарской области от 11.12.2013 «Об определении выкупной цены земельных участков  находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена ,занятых зданиями, строениями, сооружениями», утратило силу  в связи с изданием Постановления Правительства  Самарской области  от 30.09.2015 №618, которым и руководствовался Департамент при определении выкупной цены.

Судами неправомерно сделаны выводы об утверждении пункта 2.4 договора купли-продажи №001119кп  в редакции, отличной от предлагаемой Департаментом .

Департамент не согласен с исключением договора пунктов 7.3,7.8, поскольку данные пункты направлены на соблюдение гарантий прав и законных интересов  продавца.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2016 по делу N А55-27062/2015 удовлетворены исковые требования ОАО "Автоколонна N 1817", признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявления ОАО "Автоколонна N 1817" о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109, суд обязал Департамент в пределах своих полномочий, в течение 30 дней с момента вступления судебного акта по делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Автоколонна N 1817" путем подготовки и направления в адрес ОАО "Автоколонна N 1817" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109.

Для принудительного исполнения решения по делу N А55-27062/2015 от 11.05.2016 ОАО "Автоколонна N 1817" выдан исполнительный лист серии ФС от 14.10.2016 N 012037830, который предъявлен 10.07.2019 в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Самарской области.

Во исполнение решения Арбитражного суда от 11.05.2016 по делу N А55-27062/2015 Департаментом подготовлен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109.

Письмом от 22.08.2019 N 15-07-10/30331 Департамент уведомил АО "Автоколонна N 1817" о подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207.

Впоследствии представителем АО "Автоколонна N 1817" 05.09.2019 был получен от сотрудника Департамента проект договора купли-продажи N 001119кп земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в городском округе Самара, подписанный от имени Департамента Крючковым Александром Сергеевичем, с приложением выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости  и расчетом цены выкупа земельного участка ; акт приема-передачи к договору купли-продажи N 001119кп земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в городском округе Самара в неподписанном виде.

После получения протокола разногласий от 18.09.2019 АО "Автоколонна N 1817" заявило о несогласии с предложенной Департаментом редакцией пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 3.2, 5.2, 7.1, 7.2, 7.1.2, 7.3, 8.1, разделом 9 договора купли-продажи N 001119кп, а также с содержанием расчета цены выкупа приложение N 2 к договору купли-продажи N 001119кп.

АО "Автоколонна N 1817" 19.09.2019 направило в адрес Департамента подписанный с протоколом разногласий договор купли-продажи N 001119кп земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, в городском округе Самара , протоколы разногласий к договору купли-продажи N 001119кп земельного участка , неподписанные акты приема-передачи к договору купли-продажи N 001119кп земельного участка , а также заявление о согласовании условий договора купли-продажи N 001119кп.

Департаментом письмом от 25.10.2019 N 15-07-10/3919И отказался от подписания протокола разногласий к договору купли-продажи N 001119кп и рекомендовал вернуться к рассмотрению вопроса об изменении отдельных пунктов договора по результатам рассмотрения Арбитражным судом Самарской области дела N А55-26407/2019.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2019 по делу N А55-26407/2019 отказано в удовлетворении исковых требований Департамента к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области о признании реестровой ошибки при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок 109.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в редакции Департамента АО "Автоколонна N 1817" готов принять только пункты 1.2, 2.3, 3.1, 4.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 5.1, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6 договора купли-продажи N 001119кп. По мнению истца, предложенная ответчиком редакция пунктов 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.6, 3.2, 5.2, 7.1, 7.1.2, 7.2, 7.3, 8.1 договора купли-продажи N 001119кп, а также расчет цены выкупа приложение N 2 к договору купли-продажи N 001119кп противоречит действующему законодательству, в связи с этим просил утвердить указанные пункты в его редакции.

Руководствуясь статьями 421, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, изложенными в пунктах  38, 39,40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) суды урегулировали спорные положения договора, установив, что  договор купли-продажи N 001119кп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207, площадью 7000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, участок N 109, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2019 по делу N А55-26407/2019 между АО "Автоколонна N 1817" и Департаментом не заключен в связи с возникшими между сторонами разногласиями.

Разрешая разногласия  относительно цены выкупа земельного участка, суды исходили из следующего.

В соответствии с абзацем 7 подпункта 1 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 юридическим лицам при переоформлении прав на земельные участки, предоставленные им на праве постоянного (бессрочного) пользования продажа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене в размере десяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка на период с 01.07.2014 до 01.07.2015.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ  обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В рамках рассмотрения дела N А55-27062/2015 установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" АО "Автоколонна N 1817" обратилось в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением от 30.06.2015 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность, без проведения торгов, приложив пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции действующей в спорный период) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Из содержания пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ (действующей в период обращения с заявлением) следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, в связи с чем, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.

Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определен постановлением Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618.

Согласно абзацу 7 пункта 3 указанного Порядка, в случае, если все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка и заключения договора купли-продажи, поступили в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками до 01.07.2015, цена таких земельных участков при их продаже определяется для собственников зданий, строений, сооружений, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка, в размере 10% от кадастровой стоимости земельных участков.

Суды отклонили доводы Департамента о том, что предусмотренная в пункте 7.3 договора неустойка обеспечивает гарантии продавца.

Согласно пункту 66 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по общему правилу, если при расторжении договора основное обязательство прекращается, неустойка начисляется до момента прекращения этого обязательства (пункт 4 статьи 329 ГК РФ).

В пункте 68 названного постановления также указано, что окончание срока действия договора не влечет прекращение всех обязательств по договору, в частности обязанностей сторон уплачивать неустойку за нарушение обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором (пункты 3, 4 статьи 425 ГК РФ).

Суды отметили, что исходя из общих принципов статьи 332 ГК РФ договорная неустойка может быть включена в договор исключительно по обоюдному согласию сторон, кроме того, продавец не обеспечил включение условий о равной симметричной ответственности за нарушение своих обязательств.

Судами признаны ошибочными и доводы заявителя  жалобы в части исключения пункта 8.1 договора купли-продажи, предусматривающего момент вступления в силу договора - дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-26407/2019.

Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В пункте 2 указанной нормы предусмотрено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Статьей 550 ГК РФ определена форма договора купли-продажи недвижимости.

Таким образом, решение Арбитражного суда Самарской области от 18.11.2019 по делу N А55-26407/2019 об отказе Департаменту в исправлении реестровой ошибки на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0638005:207 не может определять дату заключения договора купли-продажи земельного участка.

Cпорный земельный участок находится у покупателя на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 19.09.2008), данные обстоятельства были установлены при рассмотрении дела N А55-27062/2015, обращение 30.06.2005 в Департамент было связано с переоформлением права.

В силу пункта 2.1 договора купли-продажи N 001119кп в редакции Департамента цена участка составляет 18 709 684 руб. 00 коп. (восемнадцать миллионов семьсот девять тысяч шестьсот восемьдесят четыре рубля 00 коп.) без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, по мнению истца, пункт 2.1. договора купли-продажи N 001119кп в редакции Департамента управления имуществом г.о. Самара не может быть принят во внимание, поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, созданной на основании приказа Росреестра "О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области" от 06.02.2012 N П/48 от 24.09.2019 N 19/16с-13 была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207 в размере рыночной равной 19 428 710 (Девятнадцать миллионов четыреста двадцать восемь тысяч семьсот десять) рублей, установленной в отчете об оценке стоимости от 09.09.2019 N 26-2/19-01.

Рассматривая  разногласия в указанной части, суды  исходили из следующего.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ  для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ) были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Частью 3 прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 5  прежней редакции статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В действующей редакции части четвертой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" общее правило о дате, с которой применяется кадастровая стоимость объектов недвижимости, изложено аналогично правилу, ранее содержавшемуся в части 3 прежней редакции статьи 24.20, а именно: кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Согласно новой редакции части пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности" кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.07.2020), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. При этом пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", с учетом следующих особенностей: 1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение); 2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации: а) не применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; б) отчет об оценке рыночной стоимости, прилагаемый к заявлению об оспаривании в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", подлежит составлению исключительно в форме электронного документа; 3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3.07.2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

АО "Автоколонна N 1817" обратилось Управление Росреестра по Самарской области с заявлением от 10.09.2019 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0638005:207 в размере рыночной равной 19 428 710 (Девятнадцать миллионов четыреста двадцать восемь тысяч семьсот десять) рублей установлена комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области 24.09.2019.

Таким образом, поскольку на момент обращения в суд с настоящим требованием решением Комиссии установлена новая кадастровая стоимость, и договор купли-продажи земельного участка после обращения АО "Автоколонна N 1817" в части выкупной цены земельного участка не был заключен, учитывая положения статьи 445 ГК РФ, применительно к спорному случаю размер кадастровой стоимости спорного земельного участка (при наличии разногласий) не может быть принят на иных условиях, чем установлено решением Комиссии.

При таких обстоятельствах при урегулировании разногласий по договору относительно цены суды пришли к выводу о том, что подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная Комиссией в размере 19 428 710 рублей, а выкупная цена по договору купли-продажи должна быть определена в размере 1 942 871 рублей.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова