ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-ЭС23-12340 от 19.10.2023 Верховного Суда РФ



ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-ЭС23-12340

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 19.10.2023 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Волжско-Камского  межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от  17.10.2022, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 12.01.2023 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от  13.04.2023 по делу № А65-14947/2022 

по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального  управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к  обществу с ограниченной ответственностью «Тукаевский Племрепродуктор» о  взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую  среду за 2020 год в размере 165 182, 67 руб. и пени в размере 20 751, 99 руб., 

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.10.2022,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 12.01.2023 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 13.04.2023, в удовлетворении заявленных исковых  требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, истец)  просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами  норм материального права, принять новый судебный акт, которым заявленные  требования удовлетворить в полном объеме. 


Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

По результатам изучения по материалам истребованного дела  приведенных заявителем доводов, усматриваются основания для передачи  кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судами при рассмотрении дела установлено, что при проведении в  отношении общества с ограниченной ответственностью «Тукаевский  Племрепродуктор» (далее - общества) контроля управлением выявлен факт  эксплуатации объекта 1 категории в отсутствие комплексного экологического  разрешения (далее - КЭР) или Декларации о воздействии на окружающую  среду, кроме того, в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферный воздух общество при расчете использовало неверный  коэффициент. 

Управлением произведен перерасчет суммы в соответствии с  фактическими данными по формуле пункта 21 (1) постановления  Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и  взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» по объекту  1 категории в размере 220 243 руб. 38 коп. С учетом ранее произведенных  обществом платежей. задолженность по внесению платы за 2020 год составила  165 182, 67 руб., пени - 20 751, 99 руб. 

Управлением в рамках досудебного урегулирования спора в адрес  общества направлено претензионное требование о необходимости погашения  задолженности по внесению платы за 2020 год и суммы пени в добровольном  порядке. 

В связи с оставлением указанной претензии обществом без исполнения,  управление обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему  делу. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды  руководствовались положениями статей 11, 16, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 31.1  Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об  исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую  среду» и исходили из того, что у общества за спорный отчетный период  отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы по объекту  1 категории, между тем применяемый при расчете управлением коэффициент  100 используется при превышении установленных комплексным 


экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов  загрязняющих веществ для объектов I категории, в связи с чем пришли к  выводу о правомерности использования обществом при расчете повышающего  коэффициента 25. 

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление указывает, что при рассмотрении настоящего спора  судами нарушены номы материального права. 

Заявитель кассационной жалобы обращает внимание, что в соответствии  с положениями Закона об охране окружающей среды для объектов I категории  предусмотрен особый способ нормирования - получение КЭР (срок получения  до 2025 года). 

В промежуточный период до 2025 года в соответствии с пунктом 1.1  части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014г. № 219-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные  законодательные акты Российской Федерации» допускается возможность  выдачи и переоформления разрешений на выброс загрязняющих веществ в  атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям с 1 января 2019 года и до получения комплексных  экологических разрешений и документы действуют до дня получения  комплексного экологического разрешения. 

Управление указывает, что с момента начала осуществления  деятельности до 31.12.2020 у общества отсутствовало разрешение на выброс  загрязняющих веществ, в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 отсутствовали  утвержденные нормативы выбросов. 

По мнению управления в случае отсутствия комплексных экологических  разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность  на объектах I категории в силу пункта 12 Правил исчисления и взимания платы  за негативное воздействие на окружающую среду, такие лица для расчета  платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21.1 постановления  Правительства от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за  негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Правила). 

Управление считает верным применение пункта 21.1 Правил,  предусматривающего в связи с отсутствием разрешения на выброс  использование, помимо фактических данных, коэффициента к ставке платы  равного 100. 

Доводы кассационной жалобы о существенном нарушении судами при  разрешении спора норм материального права, которые повлияли на исход  настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и  защита нарушенных прав и законных интересов управления в сфере  предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем  жалобу управления с делом следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 


Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу Волжско-Камского межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 23 ноября 2023 года, 12 часов 00 минут в помещении суда по  адресу: город Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова