ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 306-КГ17-1260 от 17.03.2017 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ17-1260

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

17 марта 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2016 по делу № А55-3869/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2016 по тому же делу

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области (г. Самара) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (г. Самара), при участии третьего лица – государственного бюджетного учреждения Самарской области «Региональный центр недвижимости», о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее – управление) в государственной регистрации права собственности на земельный участок, а также просило возложить на управление обязанность зарегистрировать право собственности Самарской области на земельный участок площадью 4210 кв. м (кадастровый номер 63:01:0000000:20725), расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Западная, 30а.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе министерства, суд пришел к следующим выводам.

В рамках настоящего дела министерство оспаривает отказ управления в государственной регистрации права собственности Самарской области на земельный участок, полагая, что предоставление участка государственному бюджетному учреждению Самарской области «Региональный центр недвижимости» в безвозмездное срочное пользование на основании договора    от 17.06.2014 для размещения временного объекта влечет разграничение права собственности на него в пользу субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), в редакции, применимой к спорным правоотношениям, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон                           № 137-ФЗ) определяет критерии разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно  правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации                            от 19.07.2011 № 2178/11, статья 3.1 Закона № 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой (01.07.2006) земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего уровня.

Исследовав представленные в дело доказательства, судебные инстанции  пришли к правильному выводу о том, заявитель не представил в управление документы, позволяющие отнести спорный земельный участок к собственности субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ, и произвести государственную регистрацию права собственности на него.

Ссылка министерства на письмо департамента Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д23н-4701 не принимается, поскольку в нем говорится об участках, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Такие обстоятельства применительно к спорному земельному участку судебные инстанции не установили.

Поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                               Е.Е. Борисова