ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-ЭС19-2293 от 26.04.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -ЭС19-2293

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

26 апреля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управления лесничествами (Вельское обособленное подразделение) (г. Архангельск) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.07.2018, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2018 по делу                           № А05-1395/2018,

у с т а н о в и л:

Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Вельское обособленное подразделение) (далее – Управление) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Ферма» (далее – общество «ТД «Ферма») о взыскании 691 181 руб. в возмещение причиненного лесам ущерба.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Шоноша» Попова Надежда Юрьевна, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее – Комитет), общество с ограниченной ответственностью «Леко» (далее – общество «Леко»), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».

Арбитражный суд Архангельской области решением от 09.07.2018, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2018, в иске отказал.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Управления.

Дело 29.03.2019 истребовано из Арбитражного суда Архангельской области.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                          (далее – АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов истребованного дела, Администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – Администрация) постановлением  от 09.09.2016 № 899 утвердила схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Вельского района как земель, право государственной собственности на которые не разграничено. После постановки сформированных земельных участков  на кадастровый учет и присвоения им категории земель сельскохозяйственного назначения участки были предоставлены в аренду обществу                             «ТД «Ферма».

Так, Комитет и общество «ТД «Ферма» заключили  договор от 05.12.2016 № 4289 аренды 18 участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 29:01:170108:289 категории земель «сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное производство».

Данный участок общество «ТД «Ферма» передала обществу «Леко» в субаренду  по договору от 27.06.2017 «для ликвидации залесности и закустаренности сельскохозяйственных угодий».

Участковый лесничий Шадреньского участкового лесничества совместно с сотрудниками полиции выявил факт незаконной рубки лесных насаждений (породы сосна, осина, ель, ольха, береза общим объемом не менее 123,56 куб.м) в квартале 29 (выделы 16, 15) указанного лесничества,  который предоставлен Департаментом лесного комплекса Архангельской области в аренду крестьянскому хозяйству «Шоноша» (далее – КХ «Шоноша») по договору                  от 17.02.2008 № 10 в составе лесного участка общей площадью 8069 га для использования в целях заготовки древесины.

Факт лесонарушения  лесничий отразил в акте от 10.07.2017  № 28 и направил сообщение о незаконной рубке в правоохранительные органы с целью выявления лица, осуществившего правонарушение.

В результате проверки полиция установила, что рубку осуществляла бригада работников  общества с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее – общество «Экосервис») на основании договора подряда от 27.06.2017 № 28/06/2017, заключенного  с обществом «Леко», которое поручило рубку лесных насаждений на основании договора субаренды, заключенного с обществом «ТД «Ферма».

Старший следователь СО ОМВД России по Вельскому району постановлением от 19.09.2017 отказал в возбуждении уголовного дела, сделав вывод об отсутствии  состава преступления в действиях директора общества «ТД «Ферма», предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как вырубка лесных насаждений была  осуществлена по поручению общества «ТД Ферма» на основании договора от 05.12.2016 № 4289 аренды земельного участка с кадастровым номером 29:01:170108:289.

Управление на основании акта от 17.07.2017 о выявлении незаконной рубки направило обществу «ТД «Ферма» письмо от 07.11.2017 № 908 с требованием  уплатить  691 181 руб. в возмещение причиненного лесам ущерба в срок до 07.12.2017.

Поскольку общество «ТД «Ферма» добровольно не возместило причиненный лесам ущерб, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 91, 92, 100 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года (далее – ЛК РФ 2006 года), Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статью 14 Федерального закона от 21.12.2004          № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»  (далее – Закон 172-ФЗ), статью 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Управления.

Суды исходили из следующего: на основании договора аренды от 05.12.2016  № 4289 общество «ТД «Ферма» является арендатором спорного земельного участка, который согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) относится к категории земель «сельскохозяйственного назначения»; в силу статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ), если права правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 и в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН; поскольку в рассматриваемом случае преобладающую силу имеют сведения ЕГРП над ГЛР, спорный участок нельзя отнести к землям лесного фонда, за причинение вреда которому предусмотрена ответственность в виде взыскания ущерба; спорный участок относится к землям, право государственной собственности на который не разграничено, поэтому полномочия по его распоряжению правомерно на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» осуществляет Администрация; общество «ТД «Ферма» как арендатор и общество «Леко» как субарендатор, осуществив рубку деревьев в целях сельскохозяйственной деятельности на земельном участке, не отнесенном к землям лесного фонда, не причинили вреда лесному фонду.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций и отклонил ходатайство Управления о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу    № А05-9687/2018 (о признании недействительным договора от 05.12.2016                 № 4289 аренды спорного участка, заключенного Комитетом и ответчиком), посчитав, что рассмотрению в настоящем деле деликтных обязательств не препятствует разрешение указанного дела.

В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на то, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права.

Управление указывает следующее.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 06.02.2017 № 310-3C16-10203, лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ 2006 года представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

С учетом приведенных обстоятельств и отсутствия доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и Закона № 172-ФЗ, наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что спорный участок в границах лесного участка перестал относиться к категории земель лесного фонда.

В силу статьи 7 ЛК РФ 2006 года к лесным участкам относится земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ 2006 года  на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ 2006 года).

Участок, переданный в аренду обществу «ТД «Ферма», является частью лесного участка с кадастровым номером 29:01:000000:0160, который  входит в состав Вельского лесничества, на участки которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный лесной участок предоставлен в установленном порядке в аренду  КХ «Шоноша». На лесном участке                       КХ «Шоноша» проведено лесоустройство и определены границы лесничеств и входящих в него лесных кварталов.

Статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Между тем суды сделали необоснованный вывод о том, что государственная собственность на спорный участок не разграничена и им правомерно распорядилась Администрация в лице Комитета.

Администрация не имела полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 29:01:170108:289, поскольку этот участок является частью лесного участка, на который  зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Данный факт подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.12.2018 по делу                       № А05-9687/2018, которым признан недействительным (ничтожным) договор аренды от 05.12.2016 № 4289, заключенный с обществом «ТД «Ферма».

Кроме того, ответчик не отрицает, что спорный земельный участок с назначением «земли сельскохозяйственного назначения» поставлен на кадастровый учет после 01.01.2016, в связи с чем положения пункта 3 статьи 14 Закона № 172 не применимы и вывод судов о приоритете сведений ЕГРН  сведениям ГЛР в данном случае неправомерен.

Поскольку договор аренды от 05.12.2016 является ничтожной сделкой, так как в аренду предоставлен участок лесного фонда, в силу разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства  об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», рубка на этом участке без разрешительных документов является незаконной. Суды не рассмотрели вопрос о наличии вины в действиях ответчика в причинении ущерба окружающей среде незаконной рубкой.

Приведенные в жалобе Управления доводы о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2  части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами (Вельское обособленное подразделение) передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 06 июня 2019 года на  10 часов  30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                И.Л. Грачева