| |
№ -ЭС19-9627 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 02 августа 2019 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2019 по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области № А56-79305/2018 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация, муниципальное образование) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – управление Росреестра) об отказе в регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219 (уведомление от 23.07.2018 № 47/120/001/2018-3971) и обязании управления Росреестра зарегистрировать право собственности муниципального образования указанный на земельный участок,
установил:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2019 указанные судебные акты отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив материалы дела, изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По заявлению администрации был сформирован спорный земельный участок под кладбищем «Молодцово» площадью 10 023 +/- 876 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «ритуальная деятельность», расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кировский муниципальный р-н, Кировское городское поселение, в районе 1 км автомобильной дороги подъезд к мемориалу «Синявинские высоты», участок 1.
Указанный земельный участок 26.09.2017 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 47:16:0440001:219, по состоянию на 29.09.2017 в реестр внесены сведения о том, что этот земельный участок образован из земель Кировского муниципального района Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация обратилась в управление Росреестра с заявлением от 10.04.2018 № 47/120/001/2018-3971 о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219
Уведомлением от 20.04.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования на испрашиваемый земельный участок на срок до 20.07.2018 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) в связи с непредставлением документа, подтверждающего возникновение права собственности муниципального образования на земельный участок, и неуказанием основания возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок.
Уведомлением от 23.07.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления осуществления государственной регистрации, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Администрация, полагая, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона находятся в муниципальной собственности и право на такие участки разграничено в силу закона, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из совокупности норм пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 22 части 1 статьи 14 закона № 131-ФЗ, статей 4, 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), устава муниципального образования, признали, что земельный участок, занятый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности.
Суд округа отменил судебные акты первой и апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Разграничение государственной собственности на землю производится в соответствии со статьей 3.1 Вводного закона, согласно пункту 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона установлены основания, по которым у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельный участок. При этом по смыслу данных норм, в случае признания земельных участков находящимися в муниципальной собственности в силу закона в соответствующем законе должно быть прямо указано, что земельный участок, отвечающий определенным критериям, является собственностью муниципального образования.
Однако ни в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ), ни в Законе о погребении не указано, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, находятся в собственности муниципального образования. В отсутствие такого указания в законе данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что и указано в государственном кадастровом учете.
Поскольку администрация на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении земельного участка не представила документы, подтверждающие наличие обстоятельств, по которым право муниципальной собственности на участок возникло в результате разграничения государственной собственности на землю, а также наличие иных, предусмотренных гражданским и земельным законодательством оснований возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок, относящийся к неразграниченной государственной собственности, суд округа пришел к выводу, что управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, ввиду непредставления правоустанавливающих документов.
Изложенные в жалобе доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Г.Г. Попова |