ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-ЭС19-9627 от 02.08.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС19-9627

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

02 августа 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2019 по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области № А56-79305/2018 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация, муниципальное образование)  о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – управление Росреестра) об отказе в регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219 (уведомление от 23.07.2018  № 47/120/001/2018-3971) и обязании управления Росреестра зарегистрировать право собственности муниципального образования указанный на земельный участок,

установил:

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018, заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2019 указанные судебные акты отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив материалы дела, изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

По заявлению администрации был сформирован спорный земельный участок под кладбищем «Молодцово» площадью 10 023 +/- 876 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «ритуальная деятельность», расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кировский муниципальный р-н, Кировское городское поселение, в районе 1 км автомобильной дороги подъезд к мемориалу «Синявинские высоты», участок 1.

Указанный земельный участок 26.09.2017 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 47:16:0440001:219, по состоянию на 29.09.2017 в реестр внесены сведения о том, что этот земельный участок образован из земель Кировского муниципального района Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация обратилась в управление Росреестра с заявлением                    от 10.04.2018 № 47/120/001/2018-3971 о регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219

Уведомлением от 20.04.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования на испрашиваемый земельный участок на срок до 20.07.2018 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) в связи с непредставлением документа, подтверждающего возникновение права собственности муниципального образования на земельный участок, и неуказанием основания возникновения права муниципальной собственности на данный земельный участок.

Уведомлением от 23.07.2018 № 47/120/001/2018-3971 управление Росреестра сообщило администрации об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления осуществления государственной регистрации, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права собственности.

Администрация, полагая, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона находятся в муниципальной собственности и право на такие участки разграничено в силу закона, обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из совокупности норм пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 22  части 1 статьи 14 закона № 131-ФЗ, статей 4, 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), устава муниципального образования, признали, что земельный участок, занятый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности.

Суд округа отменил судебные акты первой и апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации  в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю производится в соответствии со статьей 3.1 Вводного закона, согласно пункту 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

 Положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона установлены основания, по которым у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельный участок. При этом по смыслу данных норм, в случае признания земельных участков находящимися в муниципальной собственности в силу закона в соответствующем законе должно быть прямо указано, что земельный участок, отвечающий определенным критериям, является собственностью муниципального образования.

Однако ни в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ), ни в Законе о погребении не указано, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, находятся в собственности муниципального образования. В отсутствие такого указания в законе данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что и указано в государственном кадастровом учете.

Поскольку администрация на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении земельного участка не представила документы, подтверждающие наличие обстоятельств, по которым право муниципальной собственности на участок возникло в результате разграничения государственной собственности на землю, а также наличие иных, предусмотренных гражданским и земельным законодательством оснований возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок, относящийся к неразграниченной государственной собственности, суд округа пришел к выводу, что управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, ввиду непредставления правоустанавливающих документов.

Изложенные в жалобе доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать администрации муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Г.Г. Попова