ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-ЭС21-28564 от 14.02.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-ЭС21-28564

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

14 февраля 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2021 по делу № А42-3948/2020, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2021 по тому же делу

по иску акционерного общества «Электротранспорт города Мурманска»  (далее – общество) к публично-правовому образованию Мурманская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее – министерство) о взыскании 2 101 257 руб. 14 коп. в возмещение убытков в виде недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в марте                   2020 года,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Мурманской области (далее – Минфин Мурманской области), администрации города Мурманска (далее – администрация), Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее – комитет),  Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее – Комитет по тарифному регулированию),

установила:

решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2021, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных  актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа на городских регулярных троллейбусных и автобусных маршрутах согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию.

Между комитетом и обществом заключено соглашение от 13.01.2020                   № 1-эт о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям в связи с предоставлением права льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского сообщения в границах муниципального образования город Мурманск обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

Общество направило в комитет  документы для предоставления субсидии, подтверждающие выполнение в марте 2020 года требований Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 901-01-ЗМО «О предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования обучающимся на территории Мурманской области» и фактическое предоставление льготного проезда обучающимся на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования.

Платежным поручением от 10.04.2020 № 615979 комитет перечислил истцу 5 781 963 руб. субсидии.

Ссылаясь на то, что за счет средств бюджета Мурманской области недополученные доходы полностью не компенсированы, а соответствующая претензия оставлена министерством без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 901-01-ЗМО «О предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования обучающимся на территории Мурманской области», Правилами расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из областного бюджета на финансирование льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области                          от 02.06.2010 № 261-ПП,  Постановлениями администрации города Мурманска от 29.10.2019 № 3575, от 19.11.2019 № 3860, Порядком, установленным постановлением от 01.09.2008 № 410-ПП «О предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области», принимая во внимания разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

При этом суды исходили из того, что финансирование льготного проезда обучающихся является расходным обязательством публично-правового образования Мурманская область, которое, являясь лицом, установившим право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров, уменьшенной на сумму предоставленных им льгот.

Доводы, изложенные в жалобе, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.В. Пронина