ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-ЭС23-23786 от 13.12.2023 Верховного Суда РФ



ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-ЭС23-23786

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 13 декабря 2023 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив  кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива № 1163 (далее –  Кооператив) на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от  17.08.2023 по делу № А56-66771/2022, 

 у с т а н о в и л:

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель, ссылаясь на нарушение окружным судом норм  материального и процессуального права, просит пересмотреть указанный  судебный акт в кассационном порядке. 

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 

(далее – АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений судами норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Суд первой инстанции (с которым согласился окружной суд), исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно  применив нормы гражданского законодательства и законодательства,  регулирующего обращение с твердыми коммунальными отходами (далее –  ТКО) и порядок их коммерческого учета объема и (или) массы, урегулировал 


возникшие у сторон разногласия при заключении договора на оказание услуг  по обращению с ТКО, изложив спорные условия исходя из предложенной  региональным оператором редакции. 

При этом суд учел, что Кооператив не осуществляет раздельное  накопление ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным  правовым актом на территории Санкт-Петербурга, и сделал вывод о том, что  расчет платы за оказанные региональным оператором услуги подлежит  определению на основании норматива, установленного уполномоченным  органом, для потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов. 

Необходимо отметить, что потребитель вправе производить  коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в  субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного  накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в  соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то  есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных  контейнерах для соответствующих видов ТКО. 

Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной  практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными  отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 13.12.2023. 

Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов  (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга,  утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране  окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022   № 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на  указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в  определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6  требованиям, со специальной маркировкой. При этом для организации  разделенного накопления в многоквартирных домах, в том числе требуется  принятие решения всеми собственниками жилых и нежилых помещений в доме  о раздельном накоплении отходов, обращение к региональному оператору с  указанием предлагаемой системы накопления отходов. На основании  представленных документов региональный оператор направляет  соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения  площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного  накопления, технические характеристики и количество контейнеров. 

Из изложенного следует, что несоблюдение указанных правил  раздельного накопления свидетельствует об отсутствии у отходообразователя  права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема  контейнеров. 

Определения Судебной коллегии по экономическим спора, на которые в  жалобе ссылается Кооператив, принято по делами с иными фактическими  обстоятельствами и с учетом того, что в спорные периоды в конкретных  субъектах Российской Федерации не была реализована программа раздельного  накопления ТКО. 


Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы  судов первой и кассационной инстанций, направлены на переоценку  установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных  нарушений указанными судами норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, поэтому не имеется предусмотренных  статьями 291.6 и 291.11 АПК РФ оснований для передачи жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

о п р е д е л и л:

отказать жилищно-строительному кооперативу № 1163 в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации И.Л. Грачева