ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-КГ17-18061 от 26.12.2017 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 №

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 26 декабря 2017 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по  материалам дела кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская  сетевая компания» (далее – общество) на постановление Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 17.08.2017 по делу № А26-505/2017 Арбитражного  суда Республики Карелия 

по заявлению общества о признании недействительными отказов  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Республике Карелия (далее – Управление) в государственной  регистрации договоров аренды от 16.09.2016 №№ 2-10 находящихся в  муниципальной собственности нежилых помещений, расположенных в здании  производственной базы по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул.  Садовая, д. 1 (регистрационные записи от 02.12.2016, NN 10/001/0026/2016- 2988, 10/001/0026/2016-2994, 10/001/0026/2016-2991, 10/001/0026/2016-2989,  10/001/0026/2016-2999, 10/001/0026/2016-2997, 10/001/0026/2016-2998 и от  07.12.2016 NN 10/001/0030/2016-146 и 10/001/0030/2016-148), и об обязании  осуществить государственную регистрацию обременения . 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  администрация муниципального образования «Сортавальское городское  поселение». 

 УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2017  требования общества удовлетворены в полном объем. Постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 решение 


Арбитражного суда Республики Карелия оставлено без изменения. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от  17.08.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены,  в удовлетворении заявления общества отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на  нарушение судами норм материального права. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной  жалобы общества, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к  выводу о наличии оснований для пересмотра постановления суда кассационной  инстанции по следующим основаниям. 

Предметом требования по делу является признание незаконными отказов  Управления в государственной регистрации договоров аренды от 16.09.2016   №№ 2-10, заключенных по итогам проведенных открытых аукционов на право  заключения договоров аренды нежилых помещений между администрацией  муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и  обществом, расположенных в здании по адресу: Республика Карелия, г.  Сортавала, ул. Садовая, д. 1, а именно: №№ 11, 12 общей площадью 32 кв. м;   № 13 общей площадью 20,5 кв. м; №№ 15, 16 общей площадью 29,2 кв. м; № 18  общей площадью 29,6 кв. м; № 23 общей площадью 13,3 кв. м; № 24 общей  площадью 14,6 кв. м; № 20 общей площадью 103,1 кв. м; № 22 общей площадью  17,6 кв. м; № 21 общей площадью 20,4 кв. м. 

Отказывая в государственной регистрации договоров аренды помещений,  Управление уведомлениями от 02.12.2016, сославшись на пункт 3 статьи 26,  абзац 4 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  (далее - Закон о регистрации), пункт 14 статьи 14 Закона о кадастре, указал, что  поскольку нежилые помещения, являющиеся предметом представленных на  регистрацию договоров аренды, входят в состав здания производственной базы,  однако на государственную регистрацию не был представлен кадастровый  паспорт помещения, оформленный в соответствии с требованиями  законодательства, в связи с чем государственная регистрация не может быть  осуществлена. 

Управление в оспариваемых отказах также указало на необходимость  обращения за получением кадастрового паспорта арендуемой площади в 


органы кадастрового учета за осуществлением кадастрового учета части  объекта недвижимости. 

Суды первой и апелляционной инстанции, признавая оспариваемые  обществом отказы Управления недействительными, исходили из положений  статьи 26 Федерального закона Российской Федерации Закона о регистрации (в  редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа), а также  разъяснений Постановления Пленума № 73 по применению указанной нормы  права, являющихся, по их мнению, актуальными к спорной ситуации. 

Так, согласно пункту 1 статьи 26 Закона о регистрации, государственная  регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством  государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.  В соответствии с пунктом 3 данной статьи в том случае, если в аренду сдаются  здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору  аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную  регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания,  сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор  аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав  арендодателя соответствующего помещения (части помещения). 

В пункте 9 Постановления Пленума № 73 разъяснено, что, разрешая споры  об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды,  судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26 и пункта 10  статьи 33 Закона о регистрации представление на государственную  регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой  недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее  не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;  отсутствие кадастрового паспорта части помещения не может являться  безусловным основанием для отказа в государственной регистрации договора  аренды, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий  графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи,  пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом  данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой  вещи) и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован  сторонами. 

Исследовав представленные в материалы дела документы, суды первой и  апелляционной инстанций установили, что спорные договоры содержат номера  помещений, площади помещений, к договорам аренды приложены планы,  содержащие графическое описание, являющиеся выкопировкой из  кадастрового паспорта, позволяющие с должной степенью достоверности  идентифицировать объекты аренды. При этом кадастровый паспорт на здание, в  котором расположены передаваемые в аренду помещения, ранее был  предоставлен в регистрирующий орган. 

 В силу вышеизложенного суды пришли к выводу об отсутствии у  Управления оснований для отказа в государственной регистрации указанных  договоров аренды. 


Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела была дана оценка  доводу Управления о том, что Приказом Министерства экономического  развития Российской Федерации от 25.08.2014 № 504 (далее – Приказ № 504)  утверждены новые формы кадастровых паспортов здания и помещения, в  специальном разделе которых предусмотрено отражение содержащихся в  государственном кадастре недвижимости сведений о частях здания  (помещения). Суд указал, что утверждение новых форм само по себе не  свидетельствует о необходимости изготовления нового кадастрового паспорта  помещения, и обоснованности в связи с этим отказа в государственной  регистрации договора аренды, поскольку с утверждением и применением  новых форм кадастровых паспортов изменения в статьи 26 и 33 Закона о  регистрации не были внесены. 

Между тем, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты судов  первой и апелляционной инстанций, исходил из противоположной правовой  позиции. 

Суд указал, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона от  24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -  Закон о кадастре) с 01.01.2013 его положения применяются в отношении  зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в  полной мере. Согласно пункту 9 части 2 этой статьи (в редакции,  действовавшей на дату подписания договоров аренды и подачи документов в  регистрирующий орган) в государственный кадастр недвижимости в качестве  дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об  ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том  числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения  (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме  сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра  недвижимости. 

До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости  осуществлялось в порядке, утвержденном приказом Министерства  экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее -  Порядок). Согласно пунктам 8, 75, 84 Порядка (в редакции, действовавшей на  момент подписания договоров аренды и обращения в регистрирующий орган за  их государственной регистрацией) в реестр вносятся следующие сведения о  частях здания или помещения: учетный номер части здания или помещения и  дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; площадь части  здания (помещения) в квадратных метрах; описание местоположения части  здания (помещения) в объеме сведений, предусмотренных техническим планом  здания (помещения); сведения о прекращении существования части здания или  помещения (дата снятия с кадастрового учета). 

Однако на момент подписания сторонами договоров от 16.09.2016 №№ 2- 10 применялись формы кадастровых паспортов здания и помещения,  утвержденные Приказом № 504 (приложения № 1 и 2 к приказу  соответственно). В этих формах кадастровых паспортов предусмотрен  специальный раздел, в котором отражаются содержащиеся в государственном 


кадастре недвижимости сведения о частях здания, помещения, на которые  распространяется соответствующее обременение (ограничение) прав. 

Таким образом, на момент обращения общества (26.10.2016 и 27.10.2016) в  регистрирующий орган за государственной регистрацией договоров аренды,  предусматривающих передачу в аренду части здания, на территории  Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых  могли быть отражены сведения о частях здания в том объеме, в каком они  подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. 

По мнению суда кассационной инстанции, с начала применения на  территории Российской Федерации форм кадастровых паспортов здания,  утвержденных Приказом № 504, в которых предусмотрено отражение сведений  об обременяемых частях здания, и с учетом пункта 10 статьи 33 Закона о  регистрации (в редакции до 01.01.2017) в случае передачи в аренду части  здания недостаточно для государственной регистрации договора аренды  представления составленного сторонами документа, содержащего графическое  и/или текстуальное описание передаваемой в аренду части объект,  обязательным приложением к договору аренды части объекта должен быть  кадастровый паспорт с указанием в нем сведений об этой части, как это было  предусмотрено в пункте 3 статьи 26 Закона о регистрации. 

Общество, обращаясь с кассационной жалобой, указывает следующие  доводы, по его мнению, опровергающие указанные выводы суда. 

Заявитель указывает, что кадастровый паспорт здания, в котором  расположены помещения, изготовлен 09.07.2008 и содержит все необходимые  для ее осуществления сведения, то есть указания на помещения и был ранее  представлен его собственником в Управление. Представленный кадастровый  паспорт был составлен в соответствии с требованиями, действовавшими на  момент его оформления. 

Заявитель считает, что Приказ № 504, которым утверждены новые формы  кадастрового паспорта, вводит новые правила оформления кадастровых  паспортов, выдаваемых после вступления его в силу. Между тем, обязанность  по замене или изменению кадастровых паспортов при вступлении в силу новых  требований к их оформлению этим нормативным актом или же Законом о  регистрации, имеющим большую юридическую силу, не установлена.  Общество полагает, что на основании статьи 4 Гражданского кодекса  Российской Федерации Приказ № 504 не имеет обратной силы в силу  отсутствия в нем специального на то указания, в связи с чем предоставление  Управлению Росреестра кадастрового паспорта, оформленного в соответствии с  требованиями, установленными на дату его оформления, не могло быть  основанием к отказу в регистрации договоров аренды. 

Сведений, опровергающих наличие у Управления кадастрового паспорта  здания с описанием его помещений, или же о возможных противоречиях в  предмете договора аренды, в материалах дела не содержится. 

По мнению заявителя, выводы судов противоречат разъяснениям,  изложенным в Постановлении Пленума № 73, которое не отменено и является  действующим, правовая позиция, изложенная в нем, применялась Верховным 


Судом Российской Федерации при рассмотрении ряда аналогичных дел, в том  числе, за 2017 год, а также при рассмотрении дел арбитражными судами других  округов. Судебный акт по настоящему делу, по мнению заявителя, нарушает  единообразие в применении норм материального права. 

Кроме того, общество указывает на пункт 9 «Обзора судебной практики по  делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета»,  утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  30.11.2016, согласно которому учет части помещения в целях фиксации  ограничения (обременения) вещного права при сохранении права  собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части  здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта  гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть  нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами  обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости  (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного  объекта. При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование  части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника  или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются  ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.  Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях  недвижимости не является препятствием для осуществления государственной  регистрации договора аренды части здания (помещения). 

Приведенные обществом в кассационной жалобе доводы о существенном  нарушении судом кассационной инстанции норм материального права, которые  повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем  жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая  компания» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационной жалобы акционерного общества  «Прионежская сетевая компания» в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 13 февраля  2018 года, 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица  Поварская, дом 15 зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Е.Е. Борисова