ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС19-15707 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС19-15707 (2)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

17.09.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (далее – общество, порт) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 по делу № А32-22095/2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2019 по тому же делу

по заявлению общества о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – антимонопольный орган) от 07.05.2018 № 71/2018 и предписания
от 07.05.2018 № 03-71/2018,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества «Роснефтефлот» (далее – АО «Роснефтефлот»), федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт»),

установила:

решением суда первой инстанции от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене названных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, общество, являясь владельцем и оператором морского терминала порта Новороссийск, осуществляет операции с грузами (перевалку нефти и нефтепродуктов, а также обслуживание морских судов) в морском порту Новороссийск.

Указанная деятельность относится к сфере деятельности субъекта естественной монополии и в силу критериев, предусмотренных
частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), общество занимает доминирующее положение на указанном рынке услуг в географических границах порта Новороссийск.

В порту Новороссийск услуги по буксирному обеспечению швартовных операций осуществляли АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» и акционерное общество «Флот Новороссийский морской торговый порт»
(далее – АО «Флот НМТП»), которое входит с обществом в одну группу лиц.

При этом в связи с изданием обществом 18.12.2017 Руководства по обработке судов на терминалах порта (далее – Руководство), размещенного на интернет-сайте общества для ознакомления в свободном доступе всех лиц, участвующих в обработке судов на его терминале, с 01.01.2018 в адрес
АО «Роснефтефлот» и ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал заявки на оказание буксирных услуг в морском порту Новороссийск не поступали.

Письмом от 25.12.2017 № 1000-02/39 общество уведомило заинтересованных лиц об обязанности соблюдения требований Руководства, а также о том, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск
в 2018 году будет осуществляться обществом в строгом соответствии с требованиями Руководства.

Согласно пункту 1.6 Руководства деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах общества, осуществляется на основании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами при строгом соблюдении настоящего Руководства, нормативных документов, приказов, распоряжений, действующих в районе эксплуатационной ответственности терминалов общества.

Пункт 4.1.4 Руководства устанавливает обязательность строгого соблюдения требований Руководства при осуществлении операций в порту Новороссийск на терминалах общества.

Решением управления, принятым по результатам рассмотрения обращений  АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал, Новороссийской транспортной прокуратуры, Южной транспортной прокуратуры, в действиях общества признано нарушение
пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии и утверждении Руководства, противоречащего нормам действующего законодательства в области морского судоходства, что привело к устранению конкуренции на рынке буксирных услуг в акватории морского порта Новороссийск.

В целях устранения нарушений выдано предписание, которым на общество возложена обязанность исключить из Руководства положения об обязанности соблюдения данного документа другими лицами, осуществляющими свою деятельность в акватории морского порта Новороссийск, не входящими с обществом в одну группу лиц.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статей 5, 10 Закона о защите конкуренции, статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.10.2017 № 463, Обязательными постановлениями в морском порту Новороссийск, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 30.11.2017 № 503, пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для принятия решения и предписания.

Судебные инстанции исходили из доказанности антимонопольным органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что утверждение обществом Руководства в части введения не предусмотренных законодательством дополнительных требований и установление обязательности их соблюдения сторонними лицами направлены на ограничение конкуренции в сфере услуг по буксировке морского транспорта и вытеснение буксирных компаний с товарного рынка.

При этом судами отмечено, что несмотря на то обстоятельство, что общество не является субъектом, обладающим правом устанавливать те или иные требования к буксирам, а также не наделено властно-распорядительными полномочиями по установлению таких требований, изданное Руководство устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных для исполнения правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских судов, и накладывает необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда, предусматривает завышенные требования к оборудованию буксиров. Общество, вменяя в обязанность неопределенному кругу лиц неукоснительное соблюдение отдельных требований Руководства, не предусмотренных отраслевым законодательством, незаконно возложило на себя полномочия капитана порта, поставило доступ к своей инфраструктуре в зависимость от своего усмотрения и создало ситуацию, при которой агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица, осуществляющие деятельность в порту лишены права свободного выбора компании, предоставляющей услуги по буксировке морских судов. Результатом этого стало вытеснение буксирных компаний конкурентов с рынка буксирных услуг.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не подтверждает наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать публичному акционерному обществу «Новороссийский морской торговый порт» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.В. Завьялова