ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС19-5314 от 14.05.2019 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС19-5314

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

14.05.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Имеретинская Ривьера» на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2019 по делу № А32-44677/2014 Арбитражного суда Краснодарского края

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Имеретинская Ривьера" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) о возложении на данный орган обязанности по заключению с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, на условиях, приведенных в исковом заявлении, содержащем проект договора.

Определением от 29.10.2015 по ходатайству территориального управления производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А32-44676/2014.

Решением от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2016, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2017 решение от 11.10.2016 и апелляционное постановление от 26.12.2016 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на необходимость исследования вопросов о наличии на земельном участке (23:49:0402037:1019) объектов, не принадлежащих обществу, а также нахождении данного земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги .

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено НАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (далее - НАО "Центр "Омега"), Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство), государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Дагомысское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие), Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее - департамент архитектуры), автономная некоммерческая организация популяризации и развития автоспорта "Росгонки" - новый собственник трассы "Формула-1" (далее - АНО "Росгонки"); произведена процессуальная замена истца (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея).

Решением от 10.08.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 27.09.2018, иск удовлетворен, на территориальное управление возложена обязанность по заключению с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, на условиях проекта договора (приведенного в исковом заявлении); с территориального управления в пользу общества взыскано 4 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2019 решение суда первой инстанции от 10.08.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.09.2018 отменены, в удовлетворении исковых требований  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление суда округа, оставив в силе решение первой и постановление  апелляционной  инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  суды первой и апелляционной инстанций установили, что для размещения олимпийских объектов у Общества был изъят земельный участок с кадастровым  номером 23:49:0402037:1220,образованный  из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019:1019.Образованный наряду с указанным земельный участок  с кадастровым номером 23:49:0402937:1019 изъятию в соответствии с Законом №310-ФЗ не подлежал, общество обладает правом на заключение с ним договора аренды участка, образованного в результате раздела участка, ранее предоставленного в аренду. В отсутствие доказательств необходимости  в изменении в целях олимпийского строительства, а также сведений о том, что общество имело намерение прекратить арендные правоотношения, возникшие из договора от 30.09.2010 №7700001598,суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у истца права на заключение договора испрашиваемого земельного участка.

 Общество не требует никаких изменении разрешенного использования земельного участка. Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-Курорта Сочи  спорный земельный участок в соответствии  с Правилами землепользования и застройки, утвержденными  решением  Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202,расположен в территориальной зоне «ОЦ-4»-производственной зоне. Основными видами разрешенного использования земельных участка в  зоне «ОЦ-4» являются: коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, деловое управление, магазины, обслуживание автотранспорта, энергетика, связь, склады и еще 13 видов разрешенного использования, а  также два условно-разрешенного вида использования земельного участка, а именно: банковская и страховая деятельность, общественное питание.

В силу  пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

ООО «Имеритинская Долина» просит не  изменить вид разрешенного использования земельного участка, а обязать заключить договор аренды на оставшийся после многочисленных изъятий земельный участок на  тех же условиях, что и первоначальный договор в соответствии с требованиями статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В отношении земельных участков в границах территорий общего пользования пункт 8 статьи 27, а также пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает запрет только на приватизацию  таких земельных участков.

Действующее законодательство  не содержит запрет  на предоставление в аренду земельных участков  в границах территорий общего пользования.

В представленном департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Приказе Минрегионразвития Российской Федерации от 12.02.2013 №19-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийских объектов, предусмотренных пунктами№№8,9,10,11,12-14,54(1) Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи  как горноклиматического курорта, утвержденной  Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 №991» границы полосы отвода  улицы Триумфальная не установлены.

Судом округа не учтено, что ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега», в интересах которого был установлен сервитут в отношении земельного участка для строительства и эксплуатации  олимпийского объекта федерального значения, прекратило свое существование на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции. Кроме того, сервитут был установлен на период проектных, изыскательских работ и строительства; в настоящее время строительство завершено, объект эксплуатируется.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, 17.06.2009 территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 77000001276 аренды земельного участка площадью 606 675 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0000000:405, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик.

На основании распоряжения территориального управления от 30.09.2010 N 1091-р из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:405 площадью 606 675 кв. м образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:24 площадью 29 654 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13 (разрешенное использование - "для размещения олимпийских объектов"); и предоставлен в аренду обществу по договору от 30.09.2010 N 7700001598 сроком до 29.12.2055 .

В соответствии с документацией по планировке территории олимпийского объекта федерального значения "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)", утвержденной приказами Минрегионразвития Российской Федерации от 01.09.2010 N 60-ОИ "Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи", 11.11.2010 N 117-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)", земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402037:24, 23:49:0402037:124 и 23:49:0000000:74 частично вошли в границы строительства данного олимпийского объекта.

Согласно письму олимпийского департамента от 12.04.2013 N 81-3352/13-05.2, в результате раздела в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:24 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402037:1014 площадью 23 471 кв. м, 23:49:0402037:1015 площадью 366 кв. м, 23:49:0402037:1016 площадью 1284 кв. м, 23:49:0402037:1017 площадью 940 кв. м, 23:49:0402037:1018 площадью 2349 кв. м, 23:49:0402037:1019 площадью 1004 кв. м. Участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 в границы олимпийского объекта ("Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)" не вошел, основания для изъятия отсутствовали .

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2013 N 213-р в целях строительства олимпийского объекта федерального значения "Сети канализации, водоснабжения, теплоснабжения, система водоочистки в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)" изъят путем прекращения права аренды общества земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв. м (образованный в результате выдела из земельного участка земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1004 кв. м), оставшаяся площадь участка (23:49:0402037:1019) составила 294 кв. м .

Уведомлением олимпийского департамента от 25.03.2013 N 81-2546/13-02.2 общество извещено об изъятии путем прекращения права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв. м, образованного в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1004 кв. м; о расторжении в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1004 кв. м .

24 августа 2013 года территориальное управление и общество заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды от 30.09.2010 N 7700001598, предметом аренды по которому стали земельные участки общей площадью 5673 кв. м, в числе которых: с кадастровым номером 23:49:0402037:1079 площадью 4367 кв. м, разрешенное использование для размещения объекта - "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности..."; с кадастровым номером 23:49:0402037:1015 площадью 366 кв. м, разрешенное использование - "крытый конькобежный центр..."; с кадастровым номером 23:49:0402037:1017 площадью 940 кв. м, разрешенное использование - "организация особо охраняемой природной территории регионального значения природного орнитологического парка в Имеретинской низменности". Земельный участок 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв. м в упомянутом соглашении не значится.

Письмами (от 28.10.2013 N ИР-28/10-39; 14.03.2014 N ИР-14/03-54) заявитель обращался в территориальное управление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв. м, находящегося в федеральной собственности.

7 апреля 2014 года общество направило в адрес собственника проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 .

Письмом от 29.05.2017 N 15232.26 территориальное управление отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого в аренду участка, что и послужило основанием предъявления рассматриваемого иска в арбитражный суд.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, суды обеих инстанций при повторном рассмотрении дела пришли к выводу о том, что общество обладает правом на заключение договора аренды участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв. м, ранее являвшегося частью земельного участка площадью 606 675 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:405, использовавшегося обществом по договору аренды от 17.06.2009 N 7700001276, заключенному с территориальным управлением. Обременение испрашиваемого участка режимом земель общего пользования не подтверждено; оснований считать его изъятым из оборота или ограниченным в обороте не имеется. Спорный участок не входит в полосы отвода автомобильной дороги по ул. Триумфальной и трассы "Формула-1"; свободен от объектов недвижимости, не принадлежащих обществу; на участке имеется часть асфальтового покрытия, цель использования которого участвующие в деле лица (включая администрацию) не пояснили.

Суд округа, отменяя судебные акты и отказывая  в удовлетворении требований, обоснованно исходил из следующего.

В пункте 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплен принцип предварительного и равноценного возмещения при отчуждении имущества для государственных нужд.

В соответствии со статьей 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускалось: изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном данным Законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.

Судами  установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:405, предоставленного обществу по договору аренды 17.06.2009 N 77000001276 - "для размещения олимпийских объектов" .

Распоряжением от 30.09.2010 N 1091-р из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:405 площадью 606 675 кв. м образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:24 площадью 29 654 кв. м, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, предоставленный в аренду обществу по договору от 30.09.2010 N 7700001598, сроком до 29.12.2055, с разрешенным использованием - "для размещения олимпийских объектов".

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2013 N 213-р в целях строительства олимпийского объекта федерального значения "Сети канализации, водоснабжения, теплоснабжения, система водоочистки в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)" изъят путем прекращения права аренды общества земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв. м (образованный в результате выдела из земельного участка земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1004 кв. м), оставшаяся площадь участка (23:49:0402037:1019) составила 294 кв. м , которую истец просит предоставить в аренду с разрешенным использованием "Канализационная насосная станция в составе сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, системы водоочистки в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)".

Вместе с тем доказательства намерения использования обществом испрашиваемого земельного участка оставшейся площадью (294 кв. м) в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования, отсутствуют, как и доказательства актуальности упомянутого проекта.

По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 расположен в границах красных линий в соответствии с проектом планировки территории Имеретинской низменности (приказ Минрегионразвития Российской Федерации от 27.07.2011 N 104-ОИ, приказ Минстроя Российской Федерации от 28.03.2016 N 622/пр "Об утверждении ДПТ, предназначенной для размещения "Детский образовательный центр" в Имеретинской низменности Адлерского района г. Сочи") .

Включение в состав границ спорного участка территории общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса), режим которой направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, исключает возможность его предоставления в аренду определенному лицу.

Кроме того, согласно распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2012 N 866-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийских объектов федерального значения" данный участок имеет обременение в виде сервитута в интересах НАО "Центр "Омега" для строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование (проектные и изыскательские работы, строительство)".

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

 Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Имеретинская Ривьера» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова