ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС20-11154 от 08.09.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-11154

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

08.09.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края
от 21.10.2019, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2020 по делу № А63-13382/2019,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Шендрик Вадим Геннадьевич (далее -предприниматель) обратился в арбитражный суд к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), обществу с ограниченной ответственностью "СХП им. С.В. Луценко Пролетарская Воля Солуно-Дмитриевское" (далее - общество) с исковым заявлением, в котором просил признать недействительными результаты аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27, 26:17:101401:7, 26:17:101203:90, 26:17:101301:2.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2020, требования удовлетворены. Результаты аукциона, проведенного министерством на основании приказа от 25.03.2019 N 270, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27 (лот N 1), 26:17:101401:7 (лот N 2), 26:17:101203:90 (лот N 3), 26:17:101301:2 (лот N 4) признаны недействительными. В порядке применения последствий недействительности сделок признаны недействительными договоры, заключенные с обществом по результатам аукциона, проведенного министерством на основании приказа от 25.03.2019 N 270, по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:101202:27 (лот N 1), 26:17:101401:7 (лот N 2), 26:17:101203:90 (лот N 3).

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты,  ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что  в силу  пункта 30 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если победитель аукциона, с которым договор аренды земельного участка заключается   по результатам проведения торгов, в течение тридцати дней со дня направления ему уполномоченным органом  проекта указанного договора, не подписали его и не представили в уполномоченный орган, последний в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока  направляет  сведения, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 29 статьи 39.12, в уполномоченный  Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения  их в реестр недобросовестных участников аукциона.

Подпунктом 1  пункта 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено обязательное включение в реестр недобросовестных участников аукциона  следующих сведений: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для  юридического лица), фамилия, имя, отчество (для граждан), идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) лиц, указанных в пункте 27 названной статьи.

 Таким образом, включение в форму заявки на участие  в аукционе такого реквизита, как ИНН, является обоснованным, а отклонение министерством  заявки ИП Шедрика В.Г. -законным.

В нарушение пункта 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации истцом не представлена заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о  проведении аукциона форме, которая в обязательном порядке должна содержать сведения об ИНН участника.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, приказом министерства от 25.03.2019 N 270 утверждена документация об аукционе на право заключения договоров аренды сроком на 25 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Ставропольского края (лоты NN 1-4).

Информация о проведении аукциона размещена министерством на сайте в сети интернет http://torgi.gov.ru. Дата и время начала приема заявок: 26.03.2019, 10:00, дата и время окончания приема заявок: 24.04.2019, 17:00.

Предпринимателем в установленный срок поданы заявки на участие в аукционе.

Согласно протоколу заседания комиссии 26.04.2019 N 45 по проведению торгов (аукционов) по продаже имущества, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края и по проведению торгов (аукционов) на право заключения договоров аренды в отношении имущества, в том числе земельных участков, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, о результатах рассмотрения заявок, поступивших на участие в аукционе и признании претендентов участниками аукциона предпринимателю отказано в допуске к участию в аукционе. Данное решение принято уполномоченным органом на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса и мотивировано непредставлением заявки на участие в аукционе по форме, установленной в извещении о проведении торгов.

Из итоговых протоколов NN 46-49 следует, что победителем аукциона признано общество, с которым министерством заключены договоры аренды земельных участков по лотам NN 1-3, зарегистрированные управлением Росреестра по Ставропольскому краю.

Относительно лота N 4 договор аренды министерством и обществом не заключен, в связи с чем решением управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 05.07.2019 по делу N 8-РНУА/2019 общество включено в реестр недобросовестных участников торгов.

Предприниматель, ссылаясь на незаконность решения министерства об отказе в допуске его к участию в аукционе, оспорил результаты торгов в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суды  исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.

 В соответствии с положениями статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 39.11 Земельного кодекса. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 Земельного кодекса. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности урегулировано статьей 39.12 Земельного кодекса.

Для участия в аукционе заявители представляют в указанный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов (пункты 1, 3 статьи 39.12 Земельного кодекса).

Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона (пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса).

В извещении о проведении торгов в форме аукциона, являющимся приложением N 1 к приказу N 270, отражено, что для участия в аукционе заявители представляют в определенный срок заявку на участие в аукционе по установленной форме. В соответствии с утвержденной приказом N 270 формой заявитель указывает в заявке фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта, орган, которым паспорт выдан, дату выдачи паспорта, идентификационный номер налогоплательщика физического лица, подающего заявку.

 Таким образом,  требование о представлении копий документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан), имеет целью подтвердить ту информацию, которую претендент заполняет в графе "заявитель", то есть фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта и т.д. Указанные предпринимателем в заявке персональные данные позволяют полностью его идентифицировать. Отсутствие в поданной заявке идентификационного номера налогоплательщика не может служить действительным основанием к отказу в допуске претендента к участию в аукционе.

Отклоняя доводы министерства о наличии законных оснований для отклонения заявок предпринимателя, в которых отсутствовали все сведения, необходимые для его участия в аукционе, суды  правомерно указали, что  в силу пункта 3 статьи 39.12 Земельного кодекса организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о них, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Единая система межведомственного электронного взаимодействия функционирует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия". Следовательно, у министерства имеется законная возможность получить сведения, необходимые в последующем для направления сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 29 статьи 39.12 Земельного кодекса, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения в реестр недобросовестных участников аукциона.

Как справедливо отмечено судом округа, толкование министерством норм статьи 39.12 Земельного кодекса ведет к созданию дополнительных препятствий для участников торгов (новых оснований для формального отклонения поданных претендентами заявок на участие в аукционах), что не соответствует не только положениям земельного законодательства, но и законодательству о защите конкуренции.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

                Н.С. Чучунова