ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС20-16677 от 06.11.2020 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС20-16677

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

06 ноября 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу администрации Краснодарского края (г. Краснодар) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2020 по делу №А32-45773/2018 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, акционерного общества «Темрюкский комбинат строительных материалов» (далее – общество) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и администрации Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконными изложенного в письме от 03.08.2018 №52-34180/18-33-12 решения об отказе в переводе земельного участка площадью 423 997 кв. м с кадастровым номером 23:30:0902000:10527, расположенного по адресу: Темрюкский р-н, юго-западнее ст. Старотитаровская, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и бездействия, выраженного в непринятии акта о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности либо акта об отказе в таком переводе, а также о понуждении к принятию соответствующего акта,

установил:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2020, признаны незаконными решение департамента об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и бездействие администрации, выразившееся в непринятии властного решения по ходатайству о таком переводе, суд обязал администрацию принять решение по названному ходатайству и направлению его заявителю. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 4 статьи 2, пунктом 2 части 2 статьи 3, частью 2 статьи 4, пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», статьей 1, пунктом 7.2 статьи 11, пункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа обществу в переводе спорного земельного участка из одной категории в другую и, учитывая представление обществом всех необходимых для перевода документов, требования удовлетворил.

При этом суд исходил из следующего: основным видом экономической деятельности заявитель является  добыча камня, песка и глины, осуществляемая обществом на основании лицензии на право пользования недрами КРД № 8134 ТЭ, выданной Министерством природных ресурсов Краснодарского края 09.12.2008, сроком действия с 14.01.2009 по 22.06.2031; указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, на которых в силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление промышленной деятельности без перевода в земли промышленности невозможно; общество, исполняя обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, предприняло все необходимые меры по обеспечению перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; в отношении участка утвержден проект рекультивации земель; согласно Генеральному плану Старотитаровского сельского поселения, утвержденному XXI сессией Совета Старотитаровского сельского поселения от 30.12.2015 № 156 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0902000:10527 расположен на проектируемой производственной территории; Схемой территориального планирования муниципального образования Темрюкский район, утвержденной Решением XXI сессии Совета Муниципального образования Темрюкский район IV созыва от 30.03.2007 № 616 «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального образования Темрюкский район», с учетом изменений, внесенных Решением X сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25.03.2016 № 100, предусмотрено, что данный земельный участок расположен на территории проектируемых производственных, коммунально-складских и сельскохозяйственных предприятий.

Расположение земельного участка в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения само по себе не препятствовало переводу этого участка по ходатайству общества в категорию земель промышленности; поскольку на момент утверждения третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта местного значения общество на своих объектах уже осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии, на него не распространялось требование о необходимости проведения государственной экологической экспертизы (регионального уровня) проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых на землях особо охраняемых природных территорий местного значения только предполагается; общество не осуществляет деятельность, сопровождающуюся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением, не планирует строительство объектов и сооружений и выполнение работ, которые могут оказать неблагоприятное влияние на природные факторы курорта местного значения; департамент и администрация не доказали факт устройства обществом на земельном участке хранилища вредных промышленных отходов (отходов I - V классов опасности), что потребовало бы проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земельного участка.

Общество при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых контролирует состояние атмосферного воздуха и принимает меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Экспертным путем установлено допустимое в пределах санитарных норм воздействие карьера на уровни загрязнения атмосферы в районе, звукового давления на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны. Деятельность общества, связанная с добычей на земельном участке песка и глинистых пород не наносит вред природным лечебным ресурсам и не приводит к их истощению. Лицензия на право пользования недрами выдана обществу в 2008 году, границы горного отвода зарегистрированы 08.12.2008, то есть до утверждения режима и границ округа горно-санитарной охраны курорта местного значения.

Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать администрации Краснодарского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                     Г.Г. Попова