| |
№ -ЭС20-16677 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 06 ноября 2020 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу администрации Краснодарского края (г. Краснодар) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2020 по делу №А32-45773/2018 по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, акционерного общества «Темрюкский комбинат строительных материалов» (далее – общество) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и администрации Краснодарского края (далее - администрация) о признании незаконными изложенного в письме от 03.08.2018 №52-34180/18-33-12 решения об отказе в переводе земельного участка площадью 423 997 кв. м с кадастровым номером 23:30:0902000:10527, расположенного по адресу: Темрюкский р-н, юго-западнее ст. Старотитаровская, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и бездействия, выраженного в непринятии акта о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности либо акта об отказе в таком переводе, а также о понуждении к принятию соответствующего акта,
установил:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2020, признаны незаконными решение департамента об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и бездействие администрации, выразившееся в непринятии властного решения по ходатайству о таком переводе, суд обязал администрацию принять решение по названному ходатайству и направлению его заявителю. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 4 статьи 2, пунктом 2 части 2 статьи 3, частью 2 статьи 4, пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», статьей 1, пунктом 7.2 статьи 11, пункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа обществу в переводе спорного земельного участка из одной категории в другую и, учитывая представление обществом всех необходимых для перевода документов, требования удовлетворил.
При этом суд исходил из следующего: основным видом экономической деятельности заявитель является добыча камня, песка и глины, осуществляемая обществом на основании лицензии на право пользования недрами КРД № 8134 ТЭ, выданной Министерством природных ресурсов Краснодарского края 09.12.2008, сроком действия с 14.01.2009 по 22.06.2031; указанный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, на которых в силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление промышленной деятельности без перевода в земли промышленности невозможно; общество, исполняя обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, предприняло все необходимые меры по обеспечению перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности; в отношении участка утвержден проект рекультивации земель; согласно Генеральному плану Старотитаровского сельского поселения, утвержденному XXI сессией Совета Старотитаровского сельского поселения от 30.12.2015 № 156 земельный участок с кадастровым номером 23:30:0902000:10527 расположен на проектируемой производственной территории; Схемой территориального планирования муниципального образования Темрюкский район, утвержденной Решением XXI сессии Совета Муниципального образования Темрюкский район IV созыва от 30.03.2007 № 616 «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального образования Темрюкский район», с учетом изменений, внесенных Решением X сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 25.03.2016 № 100, предусмотрено, что данный земельный участок расположен на территории проектируемых производственных, коммунально-складских и сельскохозяйственных предприятий.
Расположение земельного участка в третьей зоне округа горно-санитарной охраны курорта местного значения само по себе не препятствовало переводу этого участка по ходатайству общества в категорию земель промышленности; поскольку на момент утверждения третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта местного значения общество на своих объектах уже осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых на основании действующей лицензии, на него не распространялось требование о необходимости проведения государственной экологической экспертизы (регионального уровня) проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых на землях особо охраняемых природных территорий местного значения только предполагается; общество не осуществляет деятельность, сопровождающуюся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением, не планирует строительство объектов и сооружений и выполнение работ, которые могут оказать неблагоприятное влияние на природные факторы курорта местного значения; департамент и администрация не доказали факт устройства обществом на земельном участке хранилища вредных промышленных отходов (отходов I - V классов опасности), что потребовало бы проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земельного участка.
Общество при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых контролирует состояние атмосферного воздуха и принимает меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Экспертным путем установлено допустимое в пределах санитарных норм воздействие карьера на уровни загрязнения атмосферы в районе, звукового давления на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны. Деятельность общества, связанная с добычей на земельном участке песка и глинистых пород не наносит вред природным лечебным ресурсам и не приводит к их истощению. Лицензия на право пользования недрами выдана обществу в 2008 году, границы горного отвода зарегистрированы 08.12.2008, то есть до утверждения режима и границ округа горно-санитарной охраны курорта местного значения.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации; доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать администрации Краснодарского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | Г.Г. Попова |