ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС20-22347 от 02.02.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-ЭС20-22347

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 02 февраля 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив  кассационную жалобу администрации муниципального образования город- курорт Геленджик на постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.07.2020 и постановление Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 30.10.2020 по делу Арбитражного суда  Краснодарского края № А32-40394/2019 по иску администрации  муниципального образования город-курорт Геленджик (далее – администрация)  к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения  Санаторий «Архипо-Осиповка» Федерального медико-биологического  агентства России (далее – учреждение) о понуждении к освобождению  земельного участка площадью 194 423 кв. м, в том числе земельного участка  площадью 114 489 кв. м с кадастровым номером 23:40:1001007:1,  расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Архипо- Осиповка, ул. Санаторная, 40, с разрешенным использованием под санаторием  и земельного участка площадью 79 934 кв. м, расположенного вдоль речки  Вулан и берега Черного моря, с разрешенным использованием под пляжными  сооружениями санатория (далее – земельный участок) путем демонтажа девяти  объектов оказания услуг общественного питания, пятнадцати объектов, в том  числе холодильников для продажи пищевых продуктов и напитков,  одиннадцати объектов по оказанию иных услуг, двух пунктов проката  электромобилей и веломобилей, пяти объектов торговли пляжными товарами,  сувенирами и билетами на морские прогулки, двух детских городков с  бассейнами и водными горками, двух тиров, четырнадцати столов для игры в  настольный теннис, бильярд и аэрохоккей, двадцати восьми игровых автоматов  и аттракционов (далее – нестационарные торговые объекты), 


с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, – межрегионального территориального  управления Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерства  курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, 

установил:

решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2019 иск  удовлетворен. 

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  10.07.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 30.10.2020, решение от 17.08.2017 отменено, в  удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное  применение арбитражным судом норм права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не  подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или)  норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются  достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном  порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за  нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если  указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты,  судья Верховного Суда Российской Федерации сделал вывод об отсутствии  оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная  жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам  статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд апелляционной инстанции установил, что спорный земельный участок  закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, в  том числе в целях размещения пляжных сооружений санатория; имущество  учреждения находится в федеральной собственности, поэтому государственная  собственность на земельный участок разграничена в пользу Российской  Федерации; в числе спорных объектов названы принадлежащие Российской  Федерации на праве собственности, а учреждению – на праве оперативного  управления нежилые здания: ангар, павильон для летней торговли, павильон  для летней торговли с навесом, проходная, склад; здания ангара и проходной,  возведены в конце 60-х годов прошлого века; право собственности Российской  Федерации и право оперативного управления учреждения на них 


зарегистрированы, правообладателям выданы соответствующие свидетельства  о государственной регистрации права. 

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 304 Гражданского  кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 60, пунктом 2 статьи 62,  пунктом 5 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, 

пунктами 3, 15, 17 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 17.1, пунктом 17 части 2  статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской  Федерации», пунктами 29, 45 совместного постановления Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных 

с защитой права собственности и других вещных прав», пунктом 9  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015   № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации», Правилами включения  нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, 

в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной  собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 

от 29.09.2010 № 772, статьей 3 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 

 № 3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления  муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края»,  Положением о муниципальном земельном контроле на территории  муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным  Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик 

от 26.07.2019 № 140, апелляционный суд не нашел оснований для  удовлетворения иска. 

Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.

Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных  инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают  существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела. 

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

отказать администрации муниципального образования город-курорт  Геленджик в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда Г.Г. Попова 

Российской Федерации