ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 308-ЭС20-22440 от 28.12.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 308-ЭС20-22440

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 28 декабря 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив  кассационную жалобу акционерного общества «Каспийский Трубопроводный  Консорциум-Р» (далее – АО «Каспийский ТК-Р», общество) на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019 по делу   № А32-20691/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 15.06.2020 и постановление Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 14.10.2020 по тому же делу 

по заявлению общества к государственному инспектору Российской  Федерации в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского  морского управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования Котельве Н.В., Черноморо-Азовскому морскому  управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  (далее – ЧАМУ Росприроднадзора, управление) о признании недействительным  предписания от 11.02.2019 № 0001/03/5-КНД/ПР/2019, 

установил:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2019, оставленным  без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 15.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского  округа от 14.10.2020, в удовлетворении заявления отказано. 


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, АО «Каспийский ТК-Р» просит указанные судебные акты  отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и  процессуального права. Согласно доводам жалобы, общество не обязано  учитывать выбросы вредных веществ в атмосферный воздух из грузовых  емкостей (танков) танкеров, проходящих загрузку у выносных причальных  устройств, поскольку в этом случае источником загрязнений являются объекты,  не принадлежащие обществу. Танкеры являются передвижными источниками  выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в этой связи выводы судов о том,  что местоположение источников при проведении процесса погрузки нефти  является постоянным, ошибочны. Законодательство, действовавшее на момент  проведения инвентаризации, не требовало учитывать выбросы в атмосферу от  технологических и иных процессов. Нефтеналивные танкеры, прибывающие  под погрузку у выносных причальных устройств Морского терминала  АО «Каспийский ТК-Р», соответствуют требованиям международных  конвенций, в том числе в сфере экологической безопасности, что  подтверждается действующими сертификатами, выдаваемыми компетентными  обществами, а также самим фактом допуска судов в порт с разрешения  администрации морского порта. Судами также неправомерно применены  положения Технического регламента о безопасности объектов морского  транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 12.08.2010 № 620, поскольку выносные причальные устройства  не являются объектом технического регулирования. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы не установлено. 

Как следует из судебных актов, оспариваемым предписанием,  вынесенным по результатам проверки АО «Каспийский ТК-Р», 


государственный инспектор ЧАМУ Росприроднадзора возложил на общество  обязанность до 11.07.2019 обеспечить наличие отчета по инвентаризации  выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,  соответствующего фактической хозяйственной деятельности общества. 

Ссылаясь на то, что отчет по состоянию на декабрь 2018 г., составленный  во исполнение ранее выданного предписания от 02.07.2018 № 0038/03/212- КНД/ПР/2018, представлен должностным лицам ЧАМУ Росприроднадзора при  проведении проверки, АО «Каспийский ТК-Р» обратилось в суд с требованием  по настоящему делу. 

Отказывая в удовлетворении требования, суды руководствовались  статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, положениями федеральных законов от 04.05.1999 № 96-ФЗ  «Об охране атмосферного воздуха» и от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды», и исходили из того, что представленный обществом отчет  по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух по состоянию на декабрь 2018 г. не соответствует его реальной  хозяйственной деятельности и не содержит применимых к ней расчетных  объемов выбросов загрязняющих веществ. 

Как установлено судами, в представленном отчете отражены источники  выбросов: 301, 302, 303 – вентиляционные устройства нефтеналивных судов  ВПУ-1, ВПУ-2 и ВПУ-3 (выделение загрязняющих веществ происходит при  загрузке нефти в танкерные емкости нефтеналивных судов), а также  неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  6304 – 6306 (запорно-регулирующая арматура, фланцевые соединения,  предохранительные клапаны, торцевые уплотнители) и 6307 (главный и  вспомогательные двигатели, дизельный обогреватель). 

По данным инвентаризации источником выделения загрязняющих  веществ в атмосферный воздух в каждом случае выступает грузовой танк  (танкерная емкость) судна – танкера. Поступающую на выносное причальное  устройство нефть с помощью гибких рукавов загружают в танкеры  нефтеналивных судов. При загрузке нефти в резервуары нефтеналивных судов  происходит вытеснение газовой смеси, содержащейся в свободном  пространстве резервуара, поступающей в резервуар с нефтью. Вытесняемая  газовая смесь выбрасывается в атмосферу через мастрайзер (дыхательный  патрубок, в который поступает общий выброс из всех танков судна при наливе  нефти). 

В расчетах выбросов от источников 301, 302, 303 общество указало, что  грузовые танки оснащены средством снижения выбросов – газовой обвязкой, в  связи с чем величина коэффициентов снижения выбросов составляет 0,1. 


Значение данных коэффициентов для заглубленного резервуара с  режимом эксплуатации «мерник», не оборудованного средствами снижения  выбросов объемом 100 тыс. м3, составляет: Ксрр = 0,5, Кmaxр = 0,7. В отчете  общество применило пониженное значение коэффициента, что возможно в  случае применения технологий, уменьшающих объемы выбросов вредных  веществ. 

Между тем ни в ходе проверки, ни в судебном разбирательстве не  представлено доказательств, подтверждающих, что нефтеналивные танкеры,  обслуживаемые обществом, оснащены газовой обвязкой. 

Суды учли, что в соответствии с требованиями Технического регламента  о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, оборудование для  перегрузки легковоспламеняющихся жидкостей может иметь береговой  трубопровод отвода паров нефти в береговые емкости. 

Общество не привело убедительных доказательств тому, что при  эксплуатации выносных причальных устройство им используется какое-либо  оборудование, обеспечивающее снижение выбросов вредных (загрязняющих)  веществ в атмосферу. Поэтому суды согласились с выводами ЧАМУ  Росприроднадзора, что у общества отсутствовали основания для применения в  расчете выбросов пониженного коэффициента 0,1.  

Доводы АО «Каспийский ТК-Р» о том, что выбросы, происходящие при  загрузке грузовых танков нефтеналивных судов, нельзя считать выбросами,  происходящими от стационарных источников, принадлежащих обществу,  оценены судами и мотивированно отклонены. Общество самостоятельно  поставило на учет рассматриваемые источники выбросов, в отчете определены  конкретные координаты местоположения рассматриваемых источников  выброса и технологический процесс, в результате которого происходит  выделение в атмосферу нефтегазовых паров. Место погрузки нефти на танкеры  является постоянным и определяется местоположением выносного причального  устройства как источника выброса. 

Содержание судебных актов свидетельствует, что судами детально  исследованы юридически значимые обстоятельства дела на основе оценки  имеющихся в деле доказательств, позиций и возражений сторон. 

Доводы кассационной жалобы ранее заявлялись обществом при  рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и получили необходимую  правовую оценку. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется. 

Сведений о существенном нарушении судами норм материального и норм  процессуального права, которое в силу статьи 29111 Арбитражного 


процессуального кодекса Российской Федерации может явиться основанием  для отмены либо изменения судебных актов, доводы жалобы не содержат. 

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации 

определил:

отказать акционерному обществу «Каспийский Трубопроводный Консорциум- Р» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации Ю. Г. Иваненко