ВЕРХОВНЫЙ СУД | |
№ -ЭС20-23870 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 29 марта 2021 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2020 по делу № А32-5405/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Сервис» (далее - заявитель, общество) к Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот, агентство) о признании незаконным решения Центральной комиссии агентства по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее - ЦАК Росморречфлота) об отказе в аттестации профессионального аварийно-спасательного формирования на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, оформленного протоколом заседания ЦАК Росморречфлота от 29.01.2020 № 01/20; к Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирования общества, оформленного письмом от 15.11.2019 № 9881-2-2-6,
установил:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.12.2020, заявление удовлетворено частично, признано незаконным решение ЦАК Росморречфлота об отказе в аттестации профессионального аварийно-спасательного формирования общества на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, оформленное протоколом заседания ЦАК Росморречфлота № 01/20 от 29.01.2020 в части отказа в аттестации в зоне ответственности портов Новороссийск, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик и Туапсе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, агентство, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и отказать в заявлении в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, профессиональное аварийно-спасательное формирование общества прошло 12.02.2019 аттестацию в ЦАК Росморречфлота для проведения аварийно-спасательных работ в зоне ответственности порта Новороссийск с максимальным расчетным объемом разлива нефти и нефтепродуктов до 1 500 м куб., о чем выдано свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 12.02.2019 № 5210.
В связи с получением из Федеральной службы по надзору в сфере транспорта информации о выявленных нарушениях в ходе проверки общества, ЦАК Росморречфлота направило обществу письмо от 06.11.2019 № АП-28/12876 о необходимости предоставления документов для проведения внеочередной аттестации. Указанные документы направлены обществом 12.12.2019.
Кроме того, обществом направлено заявление № 183 о рассмотрении вопроса о расширении зоны ответственности согласно карте зоны ответственности (акватории Черного и Азовского морей, которые включают в себя морские порты ФИО1, Кавказ, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе) и увеличении максимального расчетного объем разлива нефти и нефтепродуктов до 3 000 м куб. (включительно).
Письмом от 03.02.2020 № АБ28/909 обществу отказано в аттестации на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Общество 08.11.2019 направило в управление заявление о согласовании создания профессионального аварийно-спасательного формирования, управление письмом от 15.11.2019 сообщило обществу об отсутствии необходимости согласования с МЧС России действующих (уже созданных) профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Полагая, что решения агентства и управления являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление в части, судебные инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 12.03.2018 № 100, пришли к выводу о том, что решение ЦАК Росморречфлота об отказе в аттестации профессионального аварийно-спасательного формирования общества на вид аварийно-спасательных работ: работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, оформленное протоколом заседания ЦАК Росморречфлота № 01/20 от 29.01.2020, в части отказа в аттестации в зоне ответственности портов Новороссийск, Кавказ, Тамань, Анапа, Геленджик и Туапсе не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы агентства, изложенные в жалобе, в том числе о возможности аттестовать один или несколько из заявленных видов аварийно-спасательных работ, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Приведенные доводы повторяют позицию заявителя по спору, являлись предметом их рассмотрения, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, направлены на переоценку фактических обстоятельств по делу, что не может быть признано основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Федеральному агентству морского и речного транспорта в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | М.К. Антонова |