ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-ЭС15-12212 от 01.10.2015 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС15-12212

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

01.10.2015

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью «Стройкомцентр» и общества с ограниченной ответственностью «Троицкий песчаный карьер» на решение Арбитражного суда Челябинской области
от 08.12.2014 (судья Скобелкин А.П.), постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2015 (судьи Лазарев С.В., Сулейманова Т.В., Татаринова И.А.) по делу № А76-602/2013

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Троицкий песчаный карьер» (далее – общество «Троицкий песчаный карьер») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога (далее – общество «РЖД») о признании отсутствующим права собственности на сооружение – верхнее строение станционных путей, протяженностью 3473 м, тип рельсов – Р75, Р65, Р50, материал шпал – ж/б, дерево, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский от стрелки №102 до упора, в части, соответствующей объекту недвижимости - подъездной путь железнодорожный, расположенный по адресу: 457100, Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский от упора в сторону стрелки №102, протяженностью 1,3 км (стребования изменены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра), открытое акционерное общество «Южуралэнергострой» (далее – общество «Южуралэнергострой»), общество с ограниченной ответственностью «Строительно-комерческий центр» (далее – общество «Стройкомцентр»). Делу присвоен номер А76-602/2013.

Общество «Стройкомцентр» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу «РЖД» с требованием установить границы земельного участка общей площадью 15 746 кв.м с кадастровым номером 74:35:0000000:30, принадлежащего обществу «РЖД», с учётом границ смежного земельного участка общей площадью 5530 кв.м. с кадастровым номером 74:35:3000004:4, принадлежащего обществу «Стройкомцентр» (требования изменены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее – Управление Росимущества), Управление Росреестра, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области (далее – Кадастровая палата), Правительство Российской Федерации, Администрация города Троицка Челябинской области, Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района (далее – Управление муниципальным имуществом), общество «Южуралэнергострой». Делу присвоен номер А76-2628/2013.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.06.2013 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, которым присвоен общий номер А76-602/2013.

До рассмотрения дела по существу общество «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области со встречными требованиями о признании отсутствующим права собственности общества «Стройкомцентр» на земельный участок общей площадью 5530 кв.м, кадастровый номер 74:35:30 00 004:4, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, Мясокомбинат, район очистных сооружений и признании отсутствующим права собственности общества «Троицкий песчаный карьер» на часть подъездного железнодорожного пути, протяженностью 1,3 км, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский от упора в сторону стрелки № 102.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2015, в удовлетворении всех требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общества «Троицкий песчаный карьер» и «Стройкомцентр» просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить дело на новее рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области. При этом заявитель ссылается на существенное нарушение судами норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы обществ «Троицкий песчаный карьер» и «Стройкомцентр», суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как установлено судами, обществу «Троицкий песчаный карьер» на праве собственности принадлежит сооружение – подъездной путь железнодорожный 1,3 км, общая протяженность 1300 м, инв. № 13587, 5 А76-602/2013 литер I, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, строительно-промышленный комбинат г. Троицк-5.

Право собственности общества «Троицкий песчаный карьер» на указанное сооружение подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 74АА 808454 от 11.12.2008. Основанием для государственной регистрации права послужил договор купли-продажи недвижимого имущества от 01.10.2008, заключенный между обществами «Стройкомцентр» и «Троицкий песчаный карьер».

Право собственности на указанный подъездной железнодорожный путь перешло к обществу «Стройкомцентр» на основании договора купли-продажи недвижимости от 01.03.2004, заключенного с обществом «Южуралэнергострой», которое в свою очередь приобрело его в результате приватизации государственного предприятия строительно-монтажный трест «Южуралэнергострой».

Обществу «РЖД» принадлежит на праве собственности сооружение – верхнее строение станционных путей, протяженностью 3473 м, тип рельсов – Р75, Р65, Р50, материал шпал – ж/б, дерево, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский от стрелки №102 до упора,
что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2004 серии 74-АИ № 040371. Основанием для государственной регистрации права собственности общества «РЖД» послужил сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал общества «РЖД», утвержденный распоряжением Минимущества России, МПС России и ФЭК России № 4557-р/6-р/884р.

Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.04.2003 № 393р за федеральным предприятием «Южно-Уральская железная дорога» Министерства путей сообщения Российской Федерации» на праве хозяйственного ведения закреплено федеральное имущество согласно перечню, в числе которого содержится объект «верхнее строение пути» местоположение Челябинская область, Троицкий район, р-д Уйский, протяженностью 3,1 км, в полосе отвода железной дороги, балансодержателем являлась Троицкая дистанция пути. В качестве основания нахождения объекта у юридического лица указан приказ от 23.09.1946 № 652Ц.

Впоследствии объект «верхнее строение станционных путей от стрелки № 44 до точки А, от точки А до упора» передан в порядке приватизации обществу «РЖД», что подтверждено приложением № 2599 к сводному передаточному акту на имущество организаций железнодорожного транспорта.

В числе объектов железнодорожного транспорта структурного подразделения Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги филиала общества «РЖД» имеется сооружение – верхнее строение станционных путей, местоположение Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский, от стрелки № 102 до точки А, от точки А до стрелки № 502, от стрелки № 502 до упора, от стрелки № 503 до стрелки № 505, от стрелки № 502 через № 504 до упора, от № 504 до предельного столбика (указанные технические характеристики соответствуют данным технической инвентаризации объекта общества «РЖД», указанным в выписке из Единого реестра объектов градостроительной деятельности от 24.02.2004).

Одновременно с указанным объектом в уставный капитал общества «РЖД» передан земельный участок площадью 15746 м, на котором расположены сооружения «верхнее строение станционных путей» местоположение Челябинская область, г. Троицк, ст. Уйский, от стрелки № 102 до точки А, от точки А до стрелки № 502, от стрелки № 502 до упора, от стрелки № 503 до стрелки № 505, от стрелки № 502 через № 504 до упора, от
№ 504 до предельного столбика, а также сооружение «земляное полотно станционного пути».

На основании постановления Главы администрации города Троицка Челябинской области от 16.01.1993 № 69 Управлению Южно-Уральской железной дороги выдано свидетельство на право постоянного бессрочного пользования земельным участком в границах полосы отвода 455 га.

По результатам государственного кадастрового учета земельному участку присвоен кадастровый номер 74:35:0000000:0030, вид разрешенного использования – земли железнодорожного транспорта, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир верхнее строение станционных путей, земляное полотно станционного пути. Участок находится примерно в 1 от ориентира по направлению на 1. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, г. Троицк, ст. «Троицк».

Право собственности общества «РЖД» на указанный земельный участок зарегистрировано 20.08.2004, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серии 74-АК № 082390.

Между Управлением муниципальной собственности администрации города Троицка (продавец) и обществом «Стройкомцентр» (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка от 28.03.2011 № 94, на основании которого обществу «Стройкомцентр» передан земельный участок площадью 5530 кв.м с кадастровым номером 74:35:3000004:4, местоположение: Челябинская область, г. Троицк, Мясокомбинат, район очистных сооружений; разрешенное использование: для производственных целей.

Право собственности общества «Стройкомцентр» на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено свидетельством о государственное регистрации права
от 06.05.2011 серии 74 АГ 343504.

Ссылаясь на то, что подъездной железнодорожный путь протяженностью 1,3 км, собственником которого является общество «Троицский песчаный карьер», входит в состав сооружения «верхнее строение станционных путей» протяженностью 3473 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано за обществом «РЖД», общества «Троицкий песчаный карьер» и «Стройкомцентр» обратились в арбитражный суд с исками о признании права отсутствующим.

Основанием для обращения общества «Стройкомцентр» к обществу «РЖД» с требованиями об установлении границ земельного участка и признании права на земельный участок отсутствующим послужило наложение границ земельного участка с кадастровым номером 74:35:0000000:30, принадлежащего обществу «РЖД», на границы земельного участка с кадастровым номером 74:35:3000004:4, принадлежащего обществу «Стройкомцентр».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

При этом имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренным законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» в ходе подготовки к приватизации предприятия осуществляется инвентаризация его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов.

В соответствии с Основными положениями программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, в которых указано, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации; на основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия; комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки.

В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 4 раздела IV приложения № 1 к названному постановлению к числу таких объектов относятся предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее – Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ) имущество федерального железнодорожного транспорта - это имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ установлено, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

В силу положений пункта 3 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона
от 27.02.2003 № 29-ФЗ являются ограниченными в обороте объекты федерального железнодорожного транспорта и земельные участки, на которых они расположены. В исключительной собственности единого хозяйствующего субъекта или в федеральной собственности могут находиться магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте; малоинтенсивные железнодорожные линии.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода железных дорог.

Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003
№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полосой отвода железных дорог считаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки, занятые железнодорожными путями.

Повторно исследовав по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд апелляционной инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0000000:0030 расположен в границах полосы отвода железной дороги, на данном земельном участке имеется сооружение – «Верхнее строение станционных путей», часть из которого (от точки А до упора через стрелки
№ 502, 503, 504, 505) размещена в границах земельного участка с кадастровым номером 74:35:0000000:0030, ранее предоставленного в постоянное бессрочное пользование правопредшественнику общества «РЖД», а другая часть (от точки А до стрелки № 102) расположена вне границ земельного участка, данное сооружение на момент разграничения государственной собственности относилось к объектам предприятия железнодорожного транспорта.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент разграничения государственной собственности объект, в отношении которого зарегистрировано право собственности общества «РЖД», и земельный участок с кадастровым номером 74:35:0000000:0030 являлись исключительной федеральной собственностью и в соответствии с действующим законодательством могли быть приватизированы только в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.02.2003
№ 29-ФЗ.

В связи с изложенным, суд признал не соответствующими действующему законодательству передачу железнодорожного пути протяженностью 1,3 км в уставный капитал общества «Южуралэнергострой» и последующее отчуждение данного имущества по гражданско-правовым сделкам, что исключает законность правовых оснований возникновения права собственности общества «Троицкий песчаный карьер» на данное имущество.

Приняв во внимание установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований общества «Стройкомцентр», поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 74:35:3000004:0004 в части включения спорного объекта - железнодорожный путь протяженностью 1,3 км сформированы с нарушением ранее указанных положений действующего законодательства.

Кроме того, как верно указано судом, в связи с передачей обществом «Стройкомцентр» железнодорожного пути протяженностью 1, 3 км обществу «Троицкий песчаный карьер», общество «Стройкомцентр» не может считаться законным правообладателем спорного земельного участка, ввиду чего у него отсутствует материально-правовой интерес в установлении границ земельного участка в части размещения на нем спорного железнодорожного пути.

При таких условиях у судов имелись законные основания для отказа в удовлетворении требований в оспариваемой части.

Указанные выводы сделаны судами при правильном применении норм материального права.

Доводы, приведенные заявителями, по сути, выражают несогласие с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.

Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стройкомцентр» и общества с ограниченной ответственностью «Троицкий песчаный карьер» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                           Н.С.Чучунова