ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 309-ЭС17-11564 от 25.08.2017 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-ЭС17-11564

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 августа 2017 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дирекция  единого заказчика Калининского района» (г. Челябинск; далее – дирекция) 

на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2016,  постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 27.12.2016 и постановление Арбитражного суда Уральского округа  от 26.04.2017 по делу № А76-11308/2015 

по иску дирекции к Челябинской области в лице Министерства финансов  Челябинской области (г. Москва), Министерству тарифного регулирования  и энергетики Челябинской области (г.Челябинск) о взыскании 99 416,77 руб.  убытков, 

(третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Производственное  объединение водоснабжения и водоотведения», Главное управление  «Государственная жилищная инспекция» по Челябинской области), 

установил:

решением суда первой инстанции от 20.10.2016, оставленным в силе судами  апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, дирекция указывает на нарушения в толковании и применении  судами норм права. 

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов,  содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные  статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в  судебном заседании отсутствуют. 


Из представленных материалов следует, что дирекция обратилась в  арбитражный суд с иском по настоящему делу, полагая, что на его стороне  возникли убытки в результате оказания с 01.09.2012 по 31.12.2014  собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме,  управляемом истцом, коммунальных услуг по водоснабжению в отсутствие  утвержденного норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые  нужды. 

По мнению истца, убытки возникли как следствие противоправного  бездействия органов, уполномоченных в области государственного  регулирования потребления коммунальных ресурсов, выразившемся в  неустановлении спорного норматива. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из  непредставления истцом достоверных доказательств понесенных им убытков в  результате непринятия министерством нормативного правового акта. 

Суды констатировали, что обстоятельства, на которые ссылается истец в  качестве основания настоящих требований, не соответствуют условиям, при  наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного юридическому  лицу в результате незаконного бездействия государственных органов либо  должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского  кодекса российской Федерации. 

Со ссылкой на разъяснения, данные в пункте 3 информационного письма  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о  возмещении вреда, причиненного государственными органами местного  самоуправления, а также их должностными лицами», а также пункт 6  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды указали, что для  удовлетворения требования о признании бездействия незаконным суд должен  установить не только наличие у органа обязанности в силу требований закона  совершить испрашиваемые действия, но также и факт противоправного  пассивного поведения данного органа, выраженное в несовершении действий,  которые этот орган мог и должен был совершить, в результате чего были  нарушены права заявителя 

Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71  АПК РФ, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств,  подтверждающих противоправное пассивное поведение министерства,  выраженное в несовершении действий, которое оно могло и должно было  совершить в спорный период в силу возложенных на него правовых  обязанностей. Суды отметили, что такое бездействие не установлено и  вступившим в законную силу судебным актом по делу № А76-28174/2014 по  требованию истца о признании незаконным бездействия министерства,  выразившегося в неутверждении норматива потребления коммунальных услуг  на общедомовые нужды. 

Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.


Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм  материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела  и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных  актов в кассационном порядке, заявителем не представлено. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ,

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 

Судья С.В. Самуйлов